НАЗАД
А в «зоне» ведь тоже люди!
Как-то я ехал в училище и в автобусе невольно стал свидетелем довольно-таки оживленного разговора, в котором участвовали несколько убеленных сединами пенсионеров. Пока они беседовали о политике, о жизни в былые времена, а также о том, как мы, наши правители страну до такой разрухи довели; было неинтересно, так как об этом говорят в последнее время везде, где только можно. Но вот, когда они заговорили о развитии преступности среди подрастающего поколения, я тут же стал слушать внимательно.
Собеседники оживленно рассказывали друг другу не очень веселые истории о том, как, например, банда подвыпивших подростков разгромила местный магазин, или как двое озлобленных на все и на всех юношей просто так взяли и избили прохожего, мирно и спокойно шедшего по тротуару; о том, как 20-летний маньяк зверски изнасиловал молодую девушку, которая поздно вечером возвращалась с дискотеки через кладбище и т.д. Один седовласый пенсионер охотно поведал, какие злодеяния и бесчинства приходится терпеть его односельчанам от местной рекетерской группировки, которая состоит из 17-19 летних юношей и девушек. Одним словом, говорили о многом: о грабежах, убийствах, кражах, вымогательствах и прочей нечистоте, которая может испугать порой даже самого отъявленного любителя детективных романов и остросюжетных боевиков.
Возникает вопрос: «Что же делать с этими молодыми людьми, которые в раннем возрасте, почему-то с большой охотой меняют отцовский дом на «большую дорогу?» на который подавляющее большинство наших мирных жителей в один голос отвечает: «Сажать их в тюрьмы, подонков этих, - на хлеб и воду». Или так: «Этим зверям место только за решеткой и точка».
Вот мне и захотелось посмотреть, кто же сегодня проводит часть своей жизни за «колючкой»? Действительно ли люди, отбывающие срок в местах лишения свободы, похожи на зверей?
Спросив благословение у тюремного священника, мы вместе с другими воспитанниками Комсомольского Духовного училища отправились в храм, который расположен на территории местной исправительной колонии для малолетних или по-простому - малолетки.
И вот со скрипами отворилась тяжелая металлическая дверь с маленьким решетчатым окошком, и мы вступили на территорию зоны. Вступили… - и пошли прямо по бетонной дорожке, ведущей ко храму. Что самое интересное, так это то, что те молодые хлопцы, лет 17-18, в темных тюремных робах с порядковыми номерами на груди, которых мы встречали на своем пути, смотрели на нас с большим интересом, по-дружески.
Здесь, на площадке для прогулок, были люди разные и по-разному они реагируют на нас - так называемых «чужих» на этой территории.
Кто-то просто улыбался, глядя на нас, кто-то робко подходил к батюшке, и что-то несмело спрашивал у него, кто-то, увидев нас, присоединялся к нашей группе и шел вместе с нами к храму. Были и такие, которые прекращали подметать двор, белить стену или выполнять еще какую-нибудь работу, и провожали нас внимательными взглядами.
Одним словом, встречали богослужебную группу из Духовного училища по-разному. Но важно то, что ни в одном взгляде, жесте или поступке, исходящих от этих ребят, не было даже самой малой тени злобы, недоверия и, тем более, желания причинить нам вред.
Наконец, мы вошли в тюремную церковь и всем объявили, что через несколько минут начнется служба. Храм постепенно стал наполняться. Интересно было наблюдать со стороны, как кроткими, неуверенными шагами преступали эти ребята порог храма. Мне почему-то сразу вспомнилась Евангельская притча о мытаре и фарисее. Так вот эти хлопцы в ободранных тюремных робах и потертых кирзовых ботинках становились в храме, как это делал в свое время мытарь, который по-другому и не мог молиться, как только словами: «Боже, милостив буди мене грешному». Складывалось впечатление, что эти-то ребята, несмотря на свое сомнительное прошлое, как раз таки понимали, что пришли они не в театр, а в дом Божий, в котором Ангелы в благоговении и страхе закрывают свои лица крыльями, созерцая страшные тайны Господни.
Настоятель храма благословил меня раздать свечи всем присутствующим, многие ребята брали дрожащими руками, а ставили на подсвечник со слезами на глазах.
Как внимательно они слушали пение хора, Апостольские и Евангельские зачала. И это при том, что подавляющее большинство из них, даже и не понимало, о чем речь и что за таинственный смысл содержится в словах песнопений и молитв. Просто они, что мы пришли к ним с добром и то, что делает в эти минуты священник, он делает от чистого сердца и без какой-либо корыстной цели. По окончании богослужения батюшка сказал небольшую проповедь и порадовал хлопцев скромными подарками: каждый желающий, если он был крещен, получил в благословение крестик и иконку.
Затем заключенные небольшой группой подошли к батюшке и начали задавать различные вопросы о духовной жизни: кто-то спрашивал, как и когда можно поисповедоваться и Причаститься; кто-то высказывал свое желание принять крещение; были даже такие, которые просили священника привести в следующий раз какую-нибудь литературу; кто-то спрашивал, как молиться и держать пост. И на все эти, а также многие и многие другие вопросы батюшка терпеливо отвечал.
Он так вежливо, ободрительно и внимательно вел себя с ними, что можно было подумать, будто он беседует не с зеками, а с питомцами благотворительного приюта. Иногда приходилось отвечать на вопросы и самим заключенным. Как, например, осознаешь ли свою вину? Каешься в содеянном? Чем планируешь заняться после выхода на волю? и т.д.
И ответы, как ни странно, были утешающими. Практически все понимали, что наказаны справедливо, и на правоохранительные органы не роптали, а наоборот, говорили, что, выйдя из тюрьмы, постараются начать новую, благочестивую жизнь, будут ходить в Церковь, постараются создать хорошие семьи и вырастить послушных деток, а также принести как можно больше пользы в обществе.
Это очень благие желания, которые вполне возможно воплотить в жизнь, если мы, в первую очередь, православные, выйдем им на встречу, поддержим в это сложное и коварное время и не дадим впасть в те или иные «нечистоты».
Поэтому мы ни в коем случае не должны забывать о них. Нам хорошо жить на свободе, поэтому мы ее не ценим, с каждым днем все более и более погружаясь в пучину житейского моря. Мы проживаем эту земную жизнь в свое удовольствие, удовлетворяя свои страсти и пороки.
За решеткой - другая жизнь. Многого эти люди лишены и в первую очередь, - человеческого понимания, сочувствия, ласки и тепла. Они, чаще всего, оставлены всеми один на один в жестоком лагере, в котором царят свои законы и выживают сильнейшие. И каждый из нас, многим может им помочь. Стоит только понять, что люди, которые находятся за колючей проволокой - это не хищные звери, как их любят называть в своих разговорах седовласые пенсионеры, а заблудшие овцы, на взыскание которых и пришел нам Спаситель.
Так что не нужно забывать, что в зоне, за решеткой, тоже люди. Такие же, как и мы, и даже ничуть не хуже. Не верите? Поедьте сами и посмотрите!
Андрущенко Александр,
выпускник Духовного училища 2001 года.
ВВЕРХ
|