Статья 4-я :: Газета «Глаголъ временъ» :: Миссионерское Духовное училище УПЦ

[Назад]

Говорение на языках — как знамение времени

Если бы 10 лет назад православному человеку пришлось увидеть на улице навязчивого сектантского проповедника, то это вызвало бы у него легкое недоумение и смущение. Но сегодня, за 10 лет существования нашего независимого государства, представители разных религиозных организаций заполнили практически все города Украины. И уже у нас не вызывает удивления уличный проповедник, который будет мило и добродушно нам улыбаться. И мы вряд ли будем сильно недоумевать, если вдруг увидим где-то причудливое здание с вывеской «Христианский центр», или «церковь «Новое поколение». Люди уже настолько привыкли к этим явлениям и в какой-то мере смирились с ними, что иногда создается такое впечатление, будто мы забыли, в какой вере мы были крещены, и какую веру должны хранить. А ведь эта вера — православная, та вера, которая на протяжении многих веков духовно единила весь украинский народ. И сегодня уже не обязательно нужно быть богословом, чтобы увидеть, что принесли нам со своим появлением западные религиозные секты. А принесли они именно то духовное разделение, о котором еще 2000 лет назад предупреждал Господь наш Иисус Христос: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться... Отец будет против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери...» (Лк.12:51,53).

На сегодняшний день среди всего разнообразия христианских сект Украины особо выделяются, как некое знамение времени, неоязыческие организации харизматического толка («Церковь Христа», «Слово веры», «Новое поколение», «Огонь пробуждения» и др.). Главный упор в своей деятельности они делают на «Дарах свыше» (харизме), главным из которых является «говорение на языках». По утверждению некоторых представителей этих харизматических организаций именно они являются той церковью, которую основал Иисус Христос, и что только они на сегодня сохранили учение Христово в целом, не искажая его. Но с этими высказываниями трудно согласиться. Если вспомнить пророческие слова Господа Иисуса Христа о своей Церкви: «...Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), то логически становится ясно, что Христова Церковь должна вести свое существование от самого Господа, т. е. с І века н. э., а точнее со времени Пятидесятницы. И если сделать историческую хронологию всех христианских деноминаций , то будет видно, что этой Церковью является только Православная Церковь, а не харизматики; и именно Православная Церковь, является той «горой Дома Господня» (Мих.4:1-5) о которой были пророчества еще в Ветхом Завете.

Возникновение же харизматического движения можно отнести к событию, которое произошло в канун 1901 года в г. Топика, штат Канзас (США). Методистский пастор Чарльз Парем тщательно изучал Новый Завет, стараясь разгадать тайну силы проповеди апостольского христианства. Решив, что эта тайна кроется в говорении на языках, он и его ученики весь день молились о ниспослании этого дара. Но результата не было до тех пор, пока одной девушке не пришла в голову идея возложить друг другу руки на голову. С этого момента и произошло то явление, которое наблюдается и сегодня в любой харизматической секте — говорение на неизвестных языках. Сами харизматы говорят, что их «дар языков» — это именно тот дар, который был дан Апостолам, и объясняют это как действие в них Святого Духа. Но так ли это на самом деле? Ведь апостольский дар языков отличался от того, который сейчас у харизматиков тем, что Апостолы понимали то, о чем они говорили (а говорили они на конкретных иностранных языках), «... ибо каждый слышал их говорящим его наречием...» (Деян.2:6). Из чего так же следует, что дар языков был дан апостолам не просто так, а для распространения Слова Божия среди других народов, т. е. имел конкретное целевое назначение. Устами Апостолов действительно вещал Святой Дух, преклоняя под Крест Господень целые племена и народы. Цель этого дара состояла в служении словом людям иной культуры, иной среды. Но уже начиная со ІІ века дар языков наблюдался как редкое явление, которое вскоре и вовсе прекратилось в церковной среде.

Сравнивая апостольский дар языков с современными «глоссолалиями» харизматиков, становится ясно, что это совершенно разные явления, ничего общего между собой не имеющие. В отличие от апостольского дара — харизматическое «говорение на языках» проявляется как особое расстройство речи, представляющее собой несвязное бормотание бессмысленных звуков, иногда проявляющееся в форме исступленного вскрикивания. При этом возникает состояние нервной экзальтации и возбуждения (аналог беснованию на вычитке). Подобное «действие Святого Духа» в среде харизматиков приводило некоторых членов этих сект к тяжелым психическим расстройствам. Подобные явления хорошо известны языческой и оккультной мистике: «Оргии Вакха были мистическим буйством, и апостолы магии всегда обращались к беспорядочным движениям, неистовому волнению и страшным конвульсиям» (Э. Леви «История магии). Таким образом, можно предположить, что «говорение на языках» — это явление отнюдь не христианское, а оккультное, языческое. Относясь с резкой критикой в адрес оккультизма и спиритизма, как порождений сатаны, харизматики совершенно упускают из виду предостережение ап. Павла о том, что более тонкие из злых духов способны принимать вид Ангела света (2 Кор.11:14). Не очистившись полностью от своих грехов и страстей, харизматики бросаются на поиск высших духовных переживаний и неизбежно впадают в прелесть. Думая при этом, что находятся в состоянии духовного совершенства, они вступают в союз с диаволом, заражаясь при этом ненавистью к Святому Духу. Одним из свидетельств состояния прелести у харизматиков является безудержный истерический смех (т. н. «святой хохот»), который проявляется почти на каждом собрании. Но если спросить у самих харизматиков, где в Св. Писании указывается на смех, как на проявление Святого Духа, то они вряд ли укажут эти места, т. к. они там вовсе отсутствуют. Нигде на страницах Нового Завета нет даже намека на то, что Спаситель, Апостолы или Божья Матерь позволяли себе хоть сколько-нибудь похожее на то, что проявляется у сектантов. Напротив, в Писании о смехе говорится: «Глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир.21:23). Православная Церковь в отличие от харизматиков учит, что во время молитвы необходимо осознавать все свое недостоинство и греховность перед величием Творца, т. е. необходимо молитвенное сокрушение о своих грехах: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

Как-то спросив у одного харизматика о том, какой смысл кроется в их «говорении языками», я получил такой ответ: «языки, на которых мы говорили — это ангельские языки, и мы подобно Ангелам славим на этих языках Господа» (т. е. молятся Ему — М. К.). Но если учесть, что молитва — это разговор с Богом, то становится неясным: как же может происходить этот разговор, если харизматики сами не имеют понятия о том, что они «говорят». Но несмотря на это, они приводят множество причин для своего говорения этими самыми «языками», порой даже таких абсурдных как: «... это сверхъестественное свидетельство Духа помогает нам молиться о неизвестном... о том, о чем никому в голову не придет молиться»(?) (К.Е. Хейган «Почему языки?»). Но такая причина не показывает на истинное значение апостольского дара языков, который был у Апостолов (Деян. 2:48). Как уже говорилось выше: обладая даром языков, Апостолы шли в разные страны, вещая каждому народу на его языке. И здесь из недоумения возникает вопрос: почему известные харизматические проповедники, проповедуя в других странах, вещают на своем родном языке, через переводчика, «забывая» при этом вещать Духом, как Апостолы? Хорошо известная телепроповедница Глория Коупленд, объясняя происхождение «дара языков», пишет: «Ты издаешь звуки по мере того, как Дух Святой дает тебе слова. Ты не будешь знать этих слов...». Если к этому присоединить еще «толки» некоторых харизматических богословов о том, будто они (харизматики) являются как бы рупором Святого Духа, который через них самих молиться о них же, то страшный получается диалог. Точнее можно было бы сказать, что уже не диалог, а монолог, т. к. молящийся дает свой речевой аппарат для того, чтобы «Святой Дух» помолился Богу, т. е., получается, самому себе. При этом в знак благодарности за «аренду» голоса «дух» награждает молящегося всевозможными «дарами»: благополучием в семейной жизни, исцелениями, чудесами, обилием которых так хвастаются харизматики. Но, как видно, чудеса у них зависят от готовности всецело отдать себя в распоряжение того «духа», который через них говорит. Таким образом, можно сделать абсолютно точный вывод: харизматический «дар языков» имеет чисто медиумический характер. Медиум (лат. «посредник») — человек, который достигая особого психического состояния, становится как бы орудием тех или иных существ (как видимых, так и невидимых). К подобным явлениям можно отнести: ясновидение, гипноз, телекинез, — которые, как известно ничего общего с Церковью не имеют. Святитель Игнатий Брянчанинов, предостерегая от подобного рода заблуждений, писал, что они возникают тогда, когда сердце жаждет и стремится к наслаждению святыми божественными чувствами, будучи совершенно к ним не подготовленным. Именно таким людям диавол посылает, якобы от Бога, великие «видения» и «духовные переживания». И человек, будучи по своей греховности не в состоянии различить ложь от истины, принимает их за истину.

Христос сказал, что Его Царство «не от мира сего». Оно вечно и неизменно в своих догматах. Мы, православные христиане, имеем то духовное наследие, которое перешло к нам от самого Господа через века и не изменилось под влиянием этого времени. Все же современные религиозные секты — это продукт технологического века. Приспосабливаясь в своем существовании к современной среде, совмещая религию с духом того времени, в котором они существуют, секты под видом прекрасного плода дают людям ту духовную отраву, под воздействием которой полностью меняется человеческая психология и мировоззрение.

Максимов Константин,
студент 2 курса Духовного училища

[Вверх]