ИСТОРИЯ ХРАМОВ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ИСТОРИЯ ХРАМОВ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта



СТАРЫЕ ХРАМЫ
  НОВЫЕ ХРАМЫ


В 1778 году в земли Приазовья переселились православные греки из Крыма. Во главе их стоял митрополит Игнатий. Он считал, что через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия. Поэтому первейшей заботой его было устройство на новой земле храмов Божиих.
 


ЕКАТЕРИНИНСКАЯ (ГРЕЧЕСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

Заложена митрополитом Игнатием в 1780 году как соборная церковь для греческого общества во имя священомученника Харлампия. По прибытии переселенцев из Крыма в Павловск митрополит поначалу вел службу в Свято-Николаевской церкви, "каменной, крытой очеретом" (камышом), построенной еще запорожскими казаками. Предполагают, что Харлампиевская соборная церковь была возведена на фундаменте запорожской (на Базарной площади, ныне площадь Освобождения). В 1786 году в Харлампиевской церкви был похоронен митрополит Игнатий. После возведения в 1845 году Харлампиевского собора этот первый в Мариуполе христианский храм стал называться Екатерининской церковью. В 1868 году ее отремонтировали, и по праздникам в ней совершалась литургия на греческом языке. В народе Екатерининскую церковь называли греческой. Снесена в 1930-е годы.



ХАРЛАМПИЕВСКИЙ СОБОР

Харлампиевская соборная церковь была мала и тесна даже для малочисленного населения Мариуполя XVIII века. Поэтому рядом с ней (на том месте, где сейчас Дом ДОСААФ на площади Освобождения) начали строить новую. Воздвигали ее более двадцати лет. В 1845 году в центре Мариуполя был освящен великолепный храм в византийском стиле из трех приделов. Центральный придел был возведен во имя великомученника Харлампия, отчего и весь, собор стал называться Харлампиевским, правый - в честь Георгия-Победоносца, а левый - был посвящен святителю Николаю, в память о запорожской Свято-Николаевской церкви. Святителя Николая русские прихожане особенно чтили. В 1891-1892 годах построили новую колокольню и соединили ее с церковью. Теперь Харлампиевский собор вмещал уже пять тысяч человек одновременно. Это было самое крупное помещение в истории Мариуполя. Харлампиевский собор стал средоточием почти всех святынь и национальных ценностей мариупольских греков. В частности, здесь хранилась чудотворная икона Георгия-Победоносца, относившаяся, по преданию, к 1891 году. Собор снесен в 193О-е годы.



МАРИИ-МАГДАЛИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Первую церковь честь Марии Магдалины, заложенную губернатором В. А. Чертковым, опечатали в 1891 году, а затем и разобрали. Но прихожане решили этот храм возродить и начали сбор пожертвований. Тогда же было определено новое место храма - Александровская площадь (ныне Театральный сквер). Однако фундамент новой Марии-Магдалиновской церкви заложили только через семь десятилетий - в 1862 году. Еще 35 лет ушло на строительство этого храма. Он был освящен в 1897 году. Тогда же вокруг храма был заложен сквер, который в наши дни стал любимым местом отдыха мариупольцев. В Марии-Магдалиновской церкви среди прочих ценностей ХРАНИЛАСЬ запрестольная икона Спасителя времен запорожских казаков. Храм был снесен в первой половине 1930-х годов. В 1960 году на месте Мaрии-Магдалиновской церкви было возведено здание драматического театра.



УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы)

Она находилась на Успенской площади Марьинки, некогда окраинном поселении Мариуполя. На современной карте Мариуполя эта площадь обозначена без названия. На ней расположен междугородний автовокзал. Заложена церковь а 1780 году митрополитом Игнатием, но уже через 14 лет она обветшала. Новый Успенский храм освятили в 1804 году, но и это здание оказалось недолговечным. Несколько десятилетий спустя, снесли второе здание и выстроили третье, которое освятили в 1887 году. В Успенской церкви находилась особо чтимая икона Божией Матери Одигидрии, вывезенная греками из Крыма. Она считалась чудотворной и верующие шли к ней из разных краев круглый год, а к храмовому празднику 15 августа собирались десятки тысяч. Все мариупольские храмы были построены на средства местных прихожан; кроме Успенской церкви, которую возвели исключительно "на средства притекающих на поклонение". Риза иконы Божией Матери Одигидрии была "...вышита из жемчуга, местами жемчуг редкой величины, и осыпана бриллиантами, алмазами и другими драгоценными камнями - свидетельствует старинный источник и сообщает об этой ризе. "Богомольцы жертвуют, кроме денег, множество драгоценных вещей, например, колец, серег, золотых и серебряных монет, браслетов и пр., которые тут же на икону и вешаются. Собранные таким образом вещи продавались, а камни оставались, и из этих камней монахини вышили богатейшую ризу", На месте, взорванной Успенской церкви в 1936 году была построена средняя школа № 36.



ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

Храм заложили в 1780 году переселенцы из крымского Карасу-Базара, в русской переделке Карасевка. Церковь Рождества Богородицы находилась в конце Таганрогской улицы (позже ул. Артема) на Спасо-Демьянской площади (после 1917 года площадь утратила свое наименование, а ныне и вовсе исчезает). Стены и колокольня этого храма были из красного кирпича, а купол деревянный. Особо почитаемой была в этом храме икона Косьмы и Дамиана, вывезенная греками из Крыма при переселении. Не менее чтили прихожане и икону св. Параскевы, которой приписывались чудодейственные свойства. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы крестили А. И. Куинджи, ставшего впоследствии выдающимся художником-пейзажистом. Здесь же в 1875 году Архип Иванович венчался с Верой Леонтьевной Кечеджи-Шаповаловой. В первом пункте своего завещания А. И. Куинджи записал: "Рождество-Богородичной церкви в г. Мариуполе, в которой я был крещён, десять тысяч (10.000 руб.) на школу моего имени". Уничтожен храм в 1937 году. После уничтожения этого храма на той же площади в 1937 году возвели среднюю школу N11.



КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

Была самой маленькой из всех мариупольских храмов. Находилась на старом кладбище - ныне закрытом. Ее, каменную с деревянным куполом, построили на средства коллежского регистратора Кирилла Матвеевича Калери. Род Калери переселился в Мариуполь непосредственно из Греции и много средств пожертвовал на благотворительные цели. Церковь была холодной (не отапливалась), прихода не имела и поначалу ее приписали к Харлампиевскому собору, Позднее здесь по субботам проводилось богослужение. Церковь "Во имя всех святых" разделила печальную участь мариупольских православных храмов: в 1930-е годы она была уничтожена.



ЦЕРКОВЬ НА СЛОБОДКЕ

Слободка моложе Мариуполя более чем не 60 лет. Она возникла в 1840-е годы "самостроем". Селились здесь отставные солдаты, почему в народе называли ее Солдатской слободкой. Городские власти вели упорную борьбу с самозастройщиками, пока граф Воронцов не узаконил эту часть Мариуполя. Вследствие запоздалого "признания" Слободки долгое время православного храма здесь вообще не было. О церкви на Слободке не упоминается ни в книге "Мариуполь и его окрестности" (1892 г.), ни в источниках 1908 года. Видимо, это был самый "молодой" из дореволюционных мариупольских православных храмов. Построен он, очевидно, между 1908 и 1917 годами. То же можно сказать и о портовской церкви, фотография которой, к сожалению, не сохранилась. По некоторым сведениям слободская церковь называлась Елено-Константиновской. На месте снесенного храма в 1930-е годы выстроена средняя школа № 37.



БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ ХРАМЫ

В греческом пригородном селе Сартана (поселок Приморский) действовала каменная церковь в честь великомученика Георгия. Построена она была в 1824 году, но, очевидно, тоже взамен пришедшего в ветхость храма, заложенного при основании села в 1780 году. Также существовала церковь великомученика Феодора Стратилата в Карасевке, заложенная самим митрополитом Игнатием. Со временем она пришла в ветхость и её разобрали. Больше она не восстанавливалась. Когда в конце XIX века возле металлургических заводов близ Мариуполя возник поселок, его назвали Сартаной (ныне, как и поселок Приморский, входит в состав Ильичевского района Мариуполя). На средства "Русского Провиденса" в 1900 году выстроили Николаевскую домовую церковь. Она помещалась в здании министерского училища. В 1901 году освятили Петропавловскую церковь, построенную "тщанием" дирекции и рабочих "Никополя". Она находилась в районе нынешнего Ильичевского рынка. Еще меньше мы знаем о церкви в селе Старый Крым, входящем ныне в состав Мариуполя. Фотографии этих православных храмов, как и упоминавшейся портовской церкви, к сожалению, до наших дней не дошли. Не знаем мы и точных дат их уничтожения. Можно сказать, что это - без вести пропавшие храмы. Может быть, найдутся люди, в семейном архиве которых сохранились снимки, сделанные, скажем, сразу после обряда венчания или крестин на фоне церквей в Мариупольском порту, в Сартане, в Старом Крыму, в колониях заводов "Провиденс" и "Никополь". Это позволило бы устранить некоторые белые пятна а истории Мариуполя.



ХРАМЫ ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В довоенное время, в 30-х годах, когда началось гонение на церковь, со стороны атеистов, в Мариуполе появились "так называемые "священнослужители", признавшие советскую власть и ставшие ей служить. Власть Советов им всячески способствовала и дала возможность занять Кафедральный Собор Священномученика Харалампия. И, хотя собор вмещал более пяти тысяч человек, во время служения "обновленцев" храм был пуст. Наша Церковь считалась в то смутное время "тихоновской" и службы совершались в Храме "Всех Святых", что на кладбище, людей приходило очень много. Когда Харалампиевский собор закрыли (1936г.), "нетихоновцы", при помощи местной власти, перешли служить в наш храм "Всех Святых" - единственный, оставшийся в городе действующий Храм. Службы проходили понедельно. Когда служили они: Храм был пуст, но когда служили "тихоновцы" не только Храм был переполнен, но снаружи стояло множество людей.



ХРАМЫ ВО ВРЕМЯ ОКУПАЦИИ 1941-1943 ГОДОВ

Во время оккупации жителям города было разрешено использовать заброшенные помещения, бывшие клубы и магазины на Мариинском, Новоселовке, в центре города и в порту, под Церкви, так как все храмы еще до войны были разрушены и разграблены. В азовстальской пятиэтажке (сейчас на этом месте Первый Международный банк) открылся Свято-Преображенский Собор. Когда из подвала краеведческого музея достали мощи митрополита Игнатия, их поместили в этом храме. При отступлении, немцы подожгли множество зданий, в число которых входила пятиэтажка, где находился Кафедральный Собор. Часть мощей была спасена и перенесена в новое здание собора по улице Митрополичьей. Было отдано здание на Гампергском спуске (напротив Швейной фабрики), которое использовали под греческую Церковь. Храм был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Во время повального закрытия храмов при Хрущеве, эти храмы были закрыты.



В описаниях храмов использованы следующие издания:
Л.Яруцкий "Мариупольские храмы вчера и сегодня"
Протоиерей Василий Мултых "Мои воспоминания"

***
Наверх


 

На правах рекламы:

где можно создать свой сайт бесплатно без регистрации