Против браков "по любви"
Иногда приходится слышать от современных родителей мнение, что детям надо предоставить самим выбирать себе супругу или супруга, что главное, чтобы брак был "по любви", что "увлечение" есть предпосылка для заключения брака.
За этими словами кроется непонимание сущности духовного состояния падшего человечества, наших слабостей, нашей подчинённости злому духу, подверженности страстям и неумению бороться с ними.
"Любовь" - это слово имеет, к сожалению, много совершенно разных понятий, начиная от чисто физиологического понятия языческой древности и наиболее развращенных из современных материалистов до жертвенной любви Христа к человеческому роду.
Поэтому если в юноше или девушке, как говорят, проявилась "любовь", то надо хорошо разобрать, каковы основы этой "любви".
Когда маг Киприан (впоследствии святитель Киприан Карфагенский, память 31 августа) навел бесовские чары на святую Юстину, то можно ли сказать, что в ней проснулась "любовь"? Или когда девушка, дочь знатных и благочестивых родителей (см. житие св. Василия Великого, память 1 января), под влиянием волхвований потребовала выдать себя за раба - это тоже была "любовь"?
И хотя заманчиво звучат слова "брак по любви", но в жизни чаще всего эта "любовь" является низменным чувственным влечением, неразборчивым в своих объектах, далеким от глубины чувства с общностью миросозерцания, интересов, взглядов и стремлений. Часто подобные "влечения" бывают следствием неразумия родителей, обильно питающих юношей и девушек мясной пищей, толкающих их на соблазнительные спектакли, позволяющих им читать литературу, граничащую с порнографией, и не заботящихся о их духовном воспитании и развитии в них воздержания.
В результате такого воспитания молодежь бывает не в силах бороться с плотью, и первый случайный объект вызывает так называемое чувство любви.
И это {бывает слепая любовь, т. е. затуманенный страстью взгляд не видит уже ясно, не разбирает сущности того, кого выбирает. Таких случаев много описано в литературе. Одним из них является любовь Наташи Ростовой к красавцу Анатолю в романе "Война и мир" Л. Толстого. Совершенно очевидно, насколько несчастлива была бы Наташа, если бы состоялся ее брак с Анатолем. Л. Толстой нарисовал здесь типичную картину, очевидно, много раз повторявшуюся в жизни перед его глазами. Отсюда понятно, почему старец Иларион Оптинский не одобрял брак по страсти. Он говорил: "Когда страсти утихнут - любовь может исчезнуть", и тогда неизбежно наступит период, который обычно называют "разочарованием". Один из супругов тогда начинает тяготиться брачной жизнью, и подчас становится она для него, по его терминологий, "невыносимой". Если он при этом не может жертвовать собой как христианин, то следует "развод" полное разрушение семьи. Страдания неизбежны, так же как и несчастье детей, теряющих при этом чаще всего отца. И как следствие несдержанности молодежи, ее самоволия, непослушания-родителям, пренебрежения их благословением - налицо несчастные браки и распад семей.
Часть 2