ПОСТ - это совокупность добрых
дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище.
Пост телесный необходим для
совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост
истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся
с Богом.
Основа поста - борьба с грехом
через воздержание от пищи. Именно воздержание,
а не изнурение тела, поэтому выше изложенные правила соблюдения постов
каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к
посту.
Пост - аскетический подвиг,
требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с
воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.
Пост телесный, без поста
духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и
духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием
собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с
воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с
воздержанием в супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных
мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить
свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего
лишь диетой.
Желающие соблюдать пост должны
посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и
физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Больным
нужно посоветоваться с врачом.
Беременным женщинам необходимо очень осторожно относиться к
совершению поста. Послабление в посте дается малолетним детям и путешествующим.
Разговляются (начинают принимать скоромную пищу) после длительных постов в день
праздника, после Божественной литургии. Разговляться после многодневных постов
нужно постепенно.
Существует шесть степеней
строгости поста, кроме мяса (масленица);
-вкушение рыбы;
-горячая пища с маслом
(растительным);
-горячая пища без масла;
- холодная пища без масла, неподогретое питьё (иногда называют сухоядением);
- полное воздержание от пищи.
В день вкушения рыбы разрешается
и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное
масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой
степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища -
мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В
дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и
пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением).
КАКИЕ БЫВАЮТ ПОСТЫ
В Русской Православной Церкви
четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост
в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.
Среда
и пятница установлены в знак того, что в среду
Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил:
"Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей
человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между
Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда
и пятница - дни строого поста. В зимний и весенний
мясоеды (от Рождества до Великого Порта и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в
среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и тогда, когда на эти
дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества
Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения
Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла,
апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения
Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно,
день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с
растительным маслом.
Сплошные
седмицы (по-церковнославянски седмицей называется неделя - дни с
понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.
Установлены они Церковью как послабление перед многодневным постом или как
отдых после него.
Сплошные
седмицы следующие:
Святки - с 7 по 17 января(11
дней), с Рождества до Крещения.
Мытаря и фарисея - за две недели
до Великого Поста.
Сырная
(масленица) - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца,
рыбное и
молочное, но уже без мяса).
Пасхальная (Светлая) - неделя
после Пасхи.
Троицкая - неделя после Троицы
(неделя перед Петровым постом).
Однодневные
посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но
разрешается пища с растительным маслом):
1.Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)- 18 января, день накануне праздника
Крещения Господня.
В этот день верующие
приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы
- крещенской святой воды, для очищения и освящения ею
на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост
в память воздержанного жития великого пророка Иоанна и
беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня -
27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда
"нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода
человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о
грехах, в покаянном чувстве.
Многодневные
посты.
1. Великий
Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за
семь недель до праздника Святой
Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и
Страстной седмицы (недели,
предваряющей Пасху). Четыредесятница
установлена в честь сорокадневного поста Самого
Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни,
страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа.
Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей
- 48 дней.
Дни от Рождества Христова
до Великого Поста (до масленицы)
называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три
сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам
и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели
можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя"
по-церковнославянски означает
"воскресенье"). В следующую, после сплошной,
седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу.
Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление
это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед
постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед
масленицей.
В следующую седмицу - сырную
(масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже
не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз
едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы -
прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью
соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой
седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное
воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт,
воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник,
среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без
масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается
растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого
виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому
святому (со всенощным бдением или полиелейной
службой накануне), тогда во вторник и четверг-пища с растительным маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках
можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь
пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную
седмицу) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным
воскресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы принято не
вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу
вообще не принимали пищи). Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная -
скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после
сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и
пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.
2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника
Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым
апостолам Петру и Павлу. Установлен в честь святых
апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них
Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в
подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и
зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый
длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и
пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост
(холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с
растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду
или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества
Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба. В период от
окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница -
дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого с
всенощным бдением или полиелейной службой накануне,
то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются
храмовые праздники, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 28 августа).
Установлен
в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия
Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась, Нам же,
духовно немощным и слабым, тем более следует как можно
чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и
скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения
Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или
пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница холодная пища
без масла, вторник и четверг горячая пища без масла, суббота и воскресенье -
пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память
великого святого, тогда во вторник и четверг – горячая пища с маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам
в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний
мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба
разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным
маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали
праздники памяти великому святому со всенощным бдением
или с полиелейной службой накануне.
4. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ФИЛИППОВ)
ПОСТ - с 28 ноября по 6 января. Этот пост установлен ко дню Рождества
Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с
чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют
Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти
апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом
Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая
выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти
святителя Николая до предпразднества Рождества,
которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В
предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все
дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый
обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего
принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду
зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом
называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и
происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед
праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать
пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды,
освящать которую начинают уже в сам день сочельника.
МОЛИТВЫ перед вкушением пищи
Отче наш, Иже еси
на небесех! Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь
нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Яко Твое
есть Царство, и сила, и слава, во веки. Аминь.
Иже еси
- сущий,
яко - как,
даждь
нам днесь - дай нам на сей день,
долги наша
- грехи наши.
ИЛИ КРАТКО:
Очи всех на Тя,
Господи, уповают, и Ты даeши им пищу во
благовремении, отверзавши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно
благоволения.
во благовремении - в свое время;
исполняeши
всякое животно благоволения - наполняешь всех живущих
милостию.
МОЛИТВА после вкушения пищи
Благодарим Тя,
Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго
Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел
еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.