Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная Церковь |
||||||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связьНа правах рекламы: • https://ma-cl.ru лечение зппп цена в москве. • Универсальное концентрированное моющее средство www.chemitech.ru. |
Полтавская епархия :: Мгарский монастырьМгарский Спасо-Преображенский монастырьСпасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь находится недалеко от города Лубны, на правом берегу речки Сулы. Существует предание, что святая обитель берет свое начало еще в домонгольский период, еще до ХIII века она стояла на этом месте. Однако чаще всего историю создания монастыря связывают с именем выдающегося церковного деятеля митрополита Киевского Исаии Копинского. Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в беспрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии. Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от Лубен. Решение княгини не было случайным ведь росла она в православной семье, была двоюродной сестрой митрополита Петра Могилы и всю жизнь свято хранила отцовский завет: «Утверждающий и украшающий церковь утверждает и украшает душу свою». В народе говорят, что место для сооружения монастыря княгине Вишневецкой подсказали ангелы. Упоминает об этом в повести «Близнецы» и Т.Г. Шевченко, не раз бывавший в этих местах. Вначале большинство зданий монастыря возводились из дерева, что приводило к пожарам. Только во второй половине XVII века на Левобережье создаются крупные архитектурные ансамбли, своеобразные по планировке. В этих строениях в яркой форме проявились характерные черты архитектуры того времени, Мгарский монастырь стал образцовым в этом отношении. В состав монастырского комплекса, со временем окруженного каменной оградой, входили воздвигнутые в разное время Преображенский собор, домики келий, дом игумена, гостиница. В конце XIX века их пополнила Теплая Благовещенская церковь и колокольня над въездными воротами. Все это было удачно привязано к рельефу живописной местности и создавало неповторимый архитектурный ансамбль. Мгарский монастырь занимает видное место в истории и духовной культуре Украины. В 1622 году игумен Исаия Копинский создал здесь братство, активно противостоящее окатоличиванию левобережных украинцев. За почти четыре века существования монастырские стены видели многих выдающихся людей своего времени. Так, в 1663 году в Мгаре под именем монаха Гедеона находился сын Богдана Хмельницкого Юрий. В 1781–1786 годах игуменом монастыря был Мельхиседек идейный вдохновитель Колиивщины. Посещали монастырь и такие незаурядные личности, как царь Петр І и гетман Мазепа. Вообще, развитие Мгарского монастыря всегда находилось под внимательной опекой украинских гетманов и российских монархов, которые не раз выдавали ему охранные универсалы и жалованные грамоты, способствуя расширению монастырских угодий и его хозяйственной независимости. В феврале 1654 года в обитель прибыл Константинопольский патриарх (с 1634 с перерывами по 1652 год) Афанасий, который любил останавливаться здесь во время поездок в Москву и обратно на родину. Во время пребывания в монастыре обострилась болезнь святителя и 5 апреля он почил. Он был погребен игуменом Петронием по восточному обычаю: в патриарших одеждах и в сидячем положении, в каменном склепе монастырского Преображенского собора. 1 февраля 1662 года святые мощи святителя были обретены нетленными, он был прославлен в сонме святых (память 15 мая по н.с.).Непривычное для Руси погребение святителя в сидячем положении стало причиной наименования его Афанасием Сидячим. Ныне мощи святителя находятся в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова. Немного подробнее о жизни и прославлении свт. Афанасия вы можете почитать здесь >>> (в этом же окне). С 1737 года игуменом, а с 1744 первым архимандритом монастыря был святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (его святые мощи находятся в Преображенском соборе г. Белгорода). На территории монастыря нашли свой вечный покой Константинопольский патриарх Серафим Анин (в 1799 г.), Киевский митрополит Иосиф Нелюбович-Тукальский (в 1676 г.), архиепископ Тобольский Амвросий Келембет (в 1826 г.) и Полтавский, а затем Псковский Мефодий Писнячевский. В ХVII–ХVIII веках создается летопись Мгарского монастыря, содержащая ценные сведения по монастырской истории и истории Украины. Ныне ее рукописи хранятся в научных библиотеках страны. Святую обитель посещали многие гетманы Украины, общественные и культурные деятели. Здесь побывали Т.Г. Шевченко, А.С. Пушкин, Петр Первый, многие классики украинской литературы ХIХ и ХХ веков. Многие из посещавших монастырь становились его ктиторами. Так в 1692 году на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был воздвигнут величественный каменный Спасо-Преображенский собор. В 1785 году на месте уединенных подвигов свт. Афанасия была построена колокольня. Тогда же основан скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. В росписи монастырских храмов принимал участие известный живописец И. Максимович. Монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженец г. Лубны), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа, оптинского игумена Феодосия (Попова) и мн. др. После переворота 1917 года озверевшие «строители новой жизни» расстреляли ни в чем не повинных мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Архивы свидетельствуют о том, что братия Мгарского монастыря не поддавалась революционным и националистическим веяниям и стояла на стороне канонического Православия, за что не раз обвинялась в реакционности. В августе 1919 года Лубны многократно переходили из рук в руки. Когда власть захватили красные, то они взяли под строгую охрану мост через Сулу. Монахи помогли деникинцам переправиться через реку возле монастыря, и те, неожиданно ворвавшись в город, захватили власть. Но на следующий день в город снова вошли красноармейцы. Вечером, когда в монастыре шла подготовка к службе, сюда прибыли большевики и под видом переписи забрали 17 монахов и под конвоем погнали в Лубны, прихватив с собою пару волов, груженных 100 пудами зерна. На следующий день монахов из военного комиссариата направили этапом на железнодорожную станцию. Уже в сумерках по дороге их нагнал отряд красноармейцев. К настоятелю подошел командир и с криком: «Довольно тебе обманывать нас» выстрелил в упор. Затем убили и остальных… Рассказал об этом иеродиакон Исаакий, который один случайно остался в живых. После залпа он тоже упал, но в темноте не заметили, что он живой. Когда деникинцы снова захватили город, тела монахов сначала привезли в часовню при земской больнице, а потом в монастырь. Похоронили на монастырском кладбище, возле скита… На месте погребения новомучеников за алтарем скитской церкви в настоящее время установлен крест. В 20-е годы на территории монастыря был создан Патронат, где содержались дети «врагов народа». С 1937 года здесь дислоцировался дисциплинарный батальон, с 1946 войсковые склады. В 1985 году в монастырских сооружениях разместился пионерский лагерь. Долгие годы попрания святынь и гонений на Церковь не пощадили и Мгарский монастырь. В разоренном, оскверненном и полуразрушенном виде до наших дней сохранились: Преображенский собор, колокольня, Благовещенская (теплая) церковь, настоятельский корпус (в руинах), келейный корпус ХVIII века, скитская церковь свт. Афанасия (ныне Благовещенская), часть ограды. В мае 1993 года монастырь был возвращен Православной Церкви. Во главе с наместником монастыря архимандритом Филиппом (Осадченко, ныне архиепископ Полтавский и Миргородский) началось восстановление порушенной святыни. Вот короткие отрывки из дневника иеромонаха Иллариона: «15.05.93. Служится первая литургия в день памяти свт. Афанасия… Обедня совершается в Спасо-Преображенском соборе. На фоне варварски поврежденных фресок и опавшей штукатурки ярко выделяется свежей зеленью трава, набросанная на земляной пол собора. Весенний запах свежескошенной травы, смешиваясь с запахом ладана, создает необычный, но приятный аромат, и в сердца людей, пришедших на этот праздник, вселяется надежда.
За прошедшие годы в монастыре уже многое сделано. Разрастается его хозяйство, восстанавливаются и обновляются строения, становится все больше монахов, послушников и паломников. Уповая на Бога и Пресвятую Богородицу, призывая на помощь молитвы свт. Афанасия, монашествующие и послушники Мгарского монастыря самоотверженно трудятся над воссозданием храмов и зданий святой обители. И совершают незримо для мира подвиг святой молитвы. Настоятель и насельники монастыря приглашают всех желающих посетить древнюю обитель, помолиться, потрудиться во славу Божию и отдохнуть в монастырской тишине. Потоцкий Антоние-Феодосиев мужской монастырьВ 1999 году недалеко от села Дмитровка был основан скит Мгарского Спасо-Преображенского мужского монастыря в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Позже скит получил статус монастыря. Монастырь открыт, прежде всего, с миссионерской целью: здесь прекрасные условия для просветительской деятельности. Он расположен на живописном берегу р. Псел, Кременчуг и Комсомольск находятся недалеко. Ежегодно в летний период при монастыре организовывается сезонный лагерь, в котором отдыхают и более основательно воцерковляются, участвуя в монастырских богослужениях, прихожане церквей округа, учащиеся воскресных школ, дети из многодетных семей, сироты. Проводятся беседы, тематические лекции для взрослых, с детьми заниматся сопровождающие их преподаватели воскресных школ. Монастырь принимает паломников. Есть возможность остаться на ночь. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Чтобы попасть в монастырь, нужно ехать:
|