Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная ЦерковьПо благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, |
|||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связьНа правах рекламы: • дополнительно по теме на сайте dachacha.ru |
НовостиВ РИА "Новости" прошла пресс-конференция "Теология в светских государствах Европы — информация из первых рук"12 октября в Москве, в РИА "Новости", прошла пресс-конференция на тему: "Теология в светских государствах Европы – информация из первых рук". Пресс-конференция, организатором которой стал Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, была посвящена обзору системы теологического образования в странах Европы.В пресс-конференции приняли участие: директор Института изучения наследия Николая Кузанского профессор Вальтер Ойлер (г.Трир, Германия), профессор теологии колледжа св.Патрика Брендан Лихи (Национальный университет Ирландии, Мэйнут), профессор Карл-Христиан Фельми (Германия), профессор факультета истории Ангел Николов (Софийский университет, Болгария), профессор, доктор исторических наук Светлана Зубанова (кафедра теологии РГСУ, Россия) и профессор, доктор экономических наук, декан социологического ф-та ПСТГУ, зам. декана социологического ф-та МГУ Игорь Рязанцев. Пресс-конференцию вел заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда. В последнее время все чаще СМИ навязывают дискуссию об опасности клерикализации страны. В качестве примеров этой тенденции называют введение курса "Основ Православной культуры" в школах, рост числа теологических факультетов в светских вузах, перспективы введения теологии в список высшей аттестационной комиссии и признания дипломов духовных школ. Об этом говорится, к примеру, в пресловутом "письме десяти", подписанном академиками-атеистами. Для объективной оценки этого вопроса необходимо поставить его в контекст истории и зарубежного опыта. Этому и была посвящена пресс-конференция. Был затронут вопрос о якобы ненаучности богословия, к чему апеллируют авторы "письма десяти". "Трудно поверить, что такое письмо написали ученые", - заметил проф. Вальтер Ойлер, директора Института изучения наследия Николая Кузанского (г. Трир, Германия). По словам профессора, никакого противоречия между догматичностью теологии и ее научностью нет. Ученые-теологи используют сугубо научные методы исследования, они открыты для дискуссии с верующими и неверующими. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о признании дипломов и научных степеней, присваиваемых выпускникам духовных школ. В России государство не признает эти дипломы, т.е. семинарист, проучившийся пять лет, по нашим законам – это человек без высшего образования. В Германии духовные школы приравниваются светским вузам – их выпускники получают такие же дипломы, как и выпускники светских теологических факультетов. Как сообщает проф. К.-Х. Фельми (Германия), пастыри со степенью кандидата или доктора теологии могут преподавать в светских вузах, а их дипломы котируются наряду с дипломами светских университетов. С другой стороны, после окончания светского теологического факультета можно получить сан. В Болгарии также теологический факультет Софийского университета выполняет ту же роль, что духовные семинарии и академии в России – т.е. готовит священнослужителей. Должны существовать разные формы присутствия теологии в системе высшего образования, считает проф. Брендан Лихи, профессор теологии (колледж св. Патрика, Мэйнут (Национальный университет Ирландии, Мэйнут): факультеты в университетах, межфакультетские и межуниверситетские кафедры, отдельные институты. "Богословие нельзя прогнать из государственных или частных университетов. Церковь и верующие являются частью общества и богословие может только обогатить палитру университетского академического образования", - заключил проф. Ангел Николов, профессор факультета истории (Софийский университет, Болгария). Отдельно выступавшие остановились на преподавании Основ православной культуры в школе. Опыт Англии предусматривает возможность для любой религиозной организации вести преподавание в школе на основе соответствующего религиозного мировоззрения, сообщил проф. Брендан Лихи. Проф. К.-Х. Фельми заметил, что в Германии школы не подразделяются на конфессиональные и не конфессиональные, но при этом в школьную программу обязательно входит урок по религии. "Это очень важно, отсутствие такого урока чревато возникновением духовного вакуума, потому что в человеке живет потребность задавать эти вопросы: о смысле жизни, что есть добро и зло", - считает профессор. С недавнего времени началось преподавание курса по исламу в школе. Позиция государства такова, что оно следит за содержанием всех конфессиональных образовательных программ: "Государству важно знать, что на уроках по исламу одновременно не ведется подготовка террористов". "Государственные требования к программам школ и вузов должны быть гибкими и сочетаться с возможностью дать людям следовать убеждениям", - считает Ангел Николов. В Болгарии предмет "Основы христианской религии", соответствующий нашему ОПК, является частью официальной школьной программы, но преподается факультативно по желанию родителей. Одновременно с этим есть предмет "Основы религии", обязательный для всех учащихся. Диалог показал, что для зарубежных теологов во многом вообще не понятны проблемы, затронутые в письме десяти академиков. Во многих светских европейских государствах эти вопросы давно решены, и порой гораздо радикальнее, чем в России.
|
||
Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп |