Главы Поместных Православных Церквей на встрече в Стамбуле решили, что Эстонская церковь Константинопольского Патриархата больше не будет участвовать во Всеправославных совещаниях
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

Главы Поместных Православных Церквей на встрече в Стамбуле решили, что Эстонская церковь Константинопольского Патриархата больше не будет участвовать во Всеправославных совещаниях

Главы Поместных Православных Церквей мира на встрече в минувшие выходные в Стамбуле решили, что т.н. "Эстонская апостольская православная церковь" (ЭАПЦ), созданная Константинопольским Патриархатом в разрез с канонами Православной Церкви на канонической территории Московского Патриархата, больше не будет участвовать во Всеправославных совещаниях.

"В результате встречи Предстоятелей было принято решение о том, что впредь Всеправославные совещания будут проходить в формате, исключающем присутствие главы ЭАПЦ митрополита Стефана", - сообщил по итогам церковного саммита в Стамбуле один из его участников — секретарь по межправославным связям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.

Всеправославное совещание (всего в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей) было созвано по инициативе Патриарха Константинопольского Варфоломея с целью отметить таким образом 2000-летие св. апостола Павла, предположительно родившегося около 8 года от Р.Х.

Во встрече Предстоятелей Церквей, принятии итогового документа, в совместном богослужении в храме св. Георгия Победоносца на Фанаре и других мероприятиях саммита принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

"Всякая встреча глав Поместных Православных Церквей является важным событием, даже в тех случаях, когда встреча не связана с принятием каких-либо конкретных решений", - сказал отец Николай Балашов. По его словам, в мире, раздираемом политическими, экономическими и иными противоречиями, которые иногда оказывают определенное влияние и на межцерковные отношения, для Церквей жизненно важны усилия, направленные на утверждение и видимое проявление их единства. А единство это коренится в общей вере и традиции.

Отец Николай напомнил, что церковное единство было ключевой темой состоявшегося этим летом Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и является приоритетом для ее Предстоятеля.

Отвечая на вопрос об участии в стамбульской встрече главы ЭАПЦ Константинопольского Патриархата, учрежденной в 1996 году на канонической территории Московского Патриархата, прот. Николай Балашов констатировал, что между Москвой и Константинополем "существуют определенные разногласия".

"Некоторые из них составляли немалое затруднение и для участия Русской Церкви в прошедшем в Стамбуле церковном саммите", - добавил он. Прежде всего, речь идет о "параллельной Константинопольской церковной юрисдикции" в Эстонии. "Как известно, Константинопольский Патриархат рассматривает эту немногочисленную организацию в качестве автономной Поместной Церкви и считает, что ее представители должны принимать участие во всех общеправославных совещаниях и празднованиях. Русская Православная Церковь и многие другие Поместные Православные Церкви такого статуса за ней не признают", - заявил представитель Московского Патриархата.

В свою очередь, Константинополь не признает канонического статуса Японской Православной Церкви, автокефальной Православной Церкви в Америке и самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата: Украинской, Молдавской, Латвийской, Эстонской. Эксперты объясняют это тем, что Константинопольский Патриархат считает лишь себя вправе давать той или иной Церкви статус независимой или самоуправляемой, соответственно под Константинопольским омофором.

Однако история Православия, например, в Эстонии, по словам отца Николая Балашова, "неопровержимо свидетельствует, что на протяжении веков Православие в этой стране развивалось исключительно благодаря усилиям Русской Церкви, и принадлежность Эстонской Церкви к юрисдикции Московского Патриархата никогда не оспаривалась". "Лишь в 1923 году Константинопольский Патриарх Мелетий воспользовался трудным положением гонимой Русской Православной Церкви и издал томос о включении Эстонской Церкви в свою юрисдикцию. В 1940 году эстонское Православие возвратилось в каноническое ведение Русской Церкви, а в 70-е годы Константинопольский Патриарх Димитрий и формальным образом отменил действие решения Патриарха Мелетия", - отметил сотрудник ОВЦС МП.

Разногласия по "эстонскому вопросу" привели к невозможности участия Русской Церкви в ряде межправославных мероприятий, где в одностороннем порядке навязывалось участие так называемой ЭАПЦ. В результате переговоров Патриархов Алексия и Варфоломея в июле этого года в Киеве и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Кирилла 1 октября в Стамбуле была достигнута договоренность о том, что глава константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии митрополит Стефан не будет принимать участие в качестве главы отдельной церкви во встрече Предстоятелей и подписывать ее итоговый документ. "В отличие от подобной встречи Предстоятелей, состоявшейся в 2000 году без участия Русской Церкви", - отметил отец Николай Балашов.

Неожиданное для представителей Русской Церкви присутствие митрополита Стефана на встрече в минувшие выходные на Фанаре заставило митрополита Кирилла выступить с особым заявлением на открытии саммита. "Сознавая важность и своевременность этой братской встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, Русская Православная Церковь приняла решение участвовать в ней. И сегодня мы находимся здесь, несмотря на присутствие на данном собрании Преосвященного митрополита Стефана из Эстонии, представляющего церковное образование, которое не признано всеправославно в качестве автономной Церкви", — заявил митрополит Кирилл.

Он подчеркнул, что участие Русской Православной Церкви в этой встрече "не следует рассматривать как фактическое признание автономного статуса юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии", что на нее "не следует ссылаться в будущем как на прецедент".

"Мы пошли по пути крайней икономии, распространяемой только и исключительно на данную встречу, будучи движимы сознанием необходимости всеправославно отметить важный для христианского мира юбилей 2000-летия святого апостола Павла, а также стремясь поддержать инициативу Святейшего Патриарха Константинопольского, пожелавшего использовать этот юбилей для достижения лучшей координации всеправославных усилий перед лицом проблем современного мира", - пояснил митрополит Кирилл.

Многие делегации, по словам прот. Николая Балашова, весьма положительно оценили позицию Московского Патриархата, отметив, что представленное в ней сочетание "канонической принципиальности" и готовности к шагам навстречу ради сохранения православного единства, является добрым примером и для других Поместных Православных Церквей.

В итоге в послание глав Церквей миру был включен пункт о том, что на последующие Всеправославные совещания, уже в 2009 году, "будут приглашены все автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до Всеправославных совещаний на Родосе". Это и означает невозможность присутствия на подобных саммитах в будущем главы ЭАПЦ.

Из особенностей состоявшегося совещания прот. Николай Балашов выделил также участие в нем глав сразу трех самоуправляемых церквей в составе Московского Патриархата: Украинской, Молдавской и Эстонской.

В ходе бесед Патриархов Алексия и Варфоломея обсуждались вопросы пастырского попечения о российских соотечественниках, проживающих в Турции, где русское присутствие очень велико. Только в одной Анталии их зарегистрировано более 15 тысяч, а православных храмов там нет. Храм на территории так называемого летнего посольства России на берегу Босфора восстанавливается. Работы уже подходят к завершению.

Одним из важнейших итогов стамбульской встречи представитель Московского Патриархата считает одобрение главами поместных Православных Церквей мира миротворческой позиции Русской Церкви в грузино-югоосетинском конфликте. "Приветствуем позицию Русской и Грузинской Церквей во время недавнего конфликта и их братское сотрудничество. <...> Надеемся, что взаимные усилия Церквей будут содействовать преодолению трагических последствий военных действий и скорейшему примирению народов", - говорится в итоговом документе Всеправославного совещания.

В кулуарах, по словам отца Николая Балашова, состоялось "плодотворное общение" делегации Русской Церкви с архиереями Грузинской Церкви: обсуждались дальнейшие действия по укреплению сотрудничества и дружбы между двумя Церквами. Русская Церковь внесла большой вклад в подготовку итогового послания Предстоятелей, благодаря чему в нем отражены многие ее предложения. Они отталкиваются от "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" и касаются проблем вытеснения религии из сферы общественной жизни, сохранения окружающей среды, указания на духовно-нравственные причины происходящего в мире экономического кризиса.

Совещания глав Православных Церквей мира проводятся по инициативе Вселенского Патриарха Варфоломея с 1992 года с целью координации позиций и действий Поместных Православных Церквей по актуальным вопросам современности и демонстрации единства Вселенского Православия. Подобные встречи проходили в 1992 году в Стамбуле, в 1995 году на острове Патмос, в 1998 году в Софии, в 2000 году в Иерусалиме, Стамбуле и Никее Вифинской (современный город Изник), в 2005 году в Стамбуле.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.