В МДА проходит конференция "Русская патрология", приуроченная ко дню памяти святителя Филарета Московского
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

В МДА проходит конференция "Русская патрология", приуроченная ко дню памяти святителя Филарета Московского

1 декабря в Московской духовной академии начала работу ежегодная богословская конференция, приуроченная ко дню памяти святителя Филарета Московского. В этом году конференцию организовала кафедра богословия. Темой конференции стала русская патристика.

В кратком приветственном слове ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений отметил с одной стороны преемственность русской богословской мысли в отношении имевшегося уже опыта Вселенской Церкви, а с другой — самобытность и своеобразие русского национального духовного идеала.

Доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Иванович Яковлев в своем докладе "Святитель Филарет и формирование русской национальной культуры в первой половине XIX в." показал многообразие деятельности святителя в процессе "духовного производства" (так докладчик определил понятие культуры). Церковное служение, труды в Библейском обществе, преподавание — вся деятельность святителя Филарета проецировала сложные культурные аспекты борьбы различных направлений духовной деятельности церковного и светского общества, и была направлена на предотвращение опасностей философии Просвещения и сохранение того направление в русской культуре, которое называли "византийским".

В докладе доктор филологических наук, профессор филологического факультета Московского государственного университета Владимира Алексеевича Воропаева "Святоотеческое наследие в жизни Н.В.Гоголя" автором проводилась мысль о недостаточно глубоком понимании многими читателями и исследователями произведений писателя именно потому, что основой и источником вдохновения Николай Васильевич считал не только народные пословицы и поговорки, но и церковные песни и каноны — что часто упускается из виду. По оставшимся письмам и записям писателя видно, что Н.В.Гоголь был очень хорошо знаком и со Священным Писанием, и со святоотеческим наследием. По мнению автора доклада, Гоголь первый оценил церковные произведения как высокую поэзию. Он много работал с богослужебными текстами и все придуманные им литературные законы зиждутся на глубоком понимании святоотеческого наследия.

Проректор по учебной работе Московской духовной академии, доктор богословия, заслуженный профессор Михаил Степанович Иванов представил доклад "Богословское своеобразие патристики Древней Руси", в котором рассказал об особенностях древнерусского богословия, таких, например, как коллективный автор, что является, по мнению докладчика, проявлением соборного сознания Церкви. Говоря о значимости русской патристики, Михаил Степанович обратил внимание на то, что ограничивать творчество святых Отцов первыми веками христианства неуместно, так как неизменен Святой Дух, живущий в Церкви и почивающий равно как на ее подвижниках первых веков христианства, так и на подвижниках времени нового. Несмотря на то, что древнейший период русской письменности изучен мало, и его богословская ценность не определена, М.С. Иванов с уверенностью отметил, что все христианское наследие, которым обладала Древняя Русь, осваивалось творчески. Древнерусская богословская жизнь преисполнена радостью открытия нового и оттого наполнена духовным сопереживанием русских святых Древней Руси.

Кандидат исторических наук, старший научный редактор Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Елена Владимировна Романенко представила доклад "Творения Нила Сорского в контексте греческой патристики". По наблюдению Елены Владимировны, целью преподобного Нила было переложение опыта святых отцов для своих духовных чад. Уникальной явилась попытка Нила совместить учение о борьбе с восьмью страстями с учением об умной молитве: первая рассматривается как подготовка к последней. Особенный акцент преподобный Нил делает на нестяжании, рассматривая его как условие для умной молитвы.

Доклад доктора филологических наук, профессора Государственной Академии славянских культур Владимира Ивановича Мельника был посвящен отношению святителей Филарета Московского и Игнатия Брянчанинова к современной им русской культуре. Святитель Филарет выступал за ограничение безверия в литературе, при этом поддерживая образцы высокого искусства, и вместе с тем выступал против смешения культуры и религии. Святитель Игнатий придавал большое значение художественному слову, полагал главной задачей писателя соединение духовного и художественного начала, вдохновение к чему учил находить в молитве.

Доклад доктора филологических наук, профессора Московской духовной академии Владимира Михайловича Кириллина был посвящен творениям преподобного Иосифа Волоцкого как ученого апологета монашества. Преподобный ярко и с блестящим знанием защищает основные принципы монашеского жития: нестяжание, наличие правил, добровольное отречение от своей воли и главенствующую роль игумена. Будучи апологетом общежительного монашества, Иосиф умеет ценить безмолвие и умную молитву. Иосиф полагает необходимым для монаха личное нестяжание, при этом налагая на монастырь обязанность евангельской помощи неимущим. Владимир Михайлович подчеркнул глубинное единство учения преподобного Иосифа с учением преподобного Нила Сорского.

Кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии иерей Александр Задорнов рассмотрел взгляд на научный статус богословия в контексте творений новомученика Михаила Новоселова. Опытное богословие — творения святых отцов, новомученик противопоставлял школьному богословию — богословию как рациональной практике, сумме знаний, схоластике. К последнему у Новоселова было негативное отношение, но, по замечанию о. Александра, это было вызвано недостаточным знакомством Новоселова с академической традицией.

Доклад кандидата богословия, преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Владимира Викторовича Буреги был посвящен изучению русского гомилетического наследия в рамках курса русской патрологии. Этот вопрос встал в связи с введением в семинарский курс нового предмета "Русская патрология", что вызвало повторение некоторых тем для изучения в рамках двух различных курсов. Владимир Викторович заострил особое внимание на правильном построении межпредметных связей, что позволило бы наилучшим образом использовать взаимодополняемость предметов и таким образом привело бы созданию симфонии семинарских учебных курсов.

Противосектантской полемике в творениях святителя Феофана Затворника был посвящен доклад кандидата богословия, доцента Московской духовной академии Романа Михайловича Коня. Полемика была вызвана насущной потребностью духовных чад и респондентов святителя. В своих письмах вышенский затворник дает полезные практические советы, объясняет причины успехов сектантской миссии, призывает к деятельной борьбе, к полемике с сектантами, а главное — дает критику заблуждений сектантов с аскетической точки зрения.

После окончания первого дня, накануне памяти святителя Филарета, митрополита Московского участники конференции приняли участие во Всенощном бдении.

Конференция авершит свою работу 2 декабря.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.