В столице Киргизии в бывшем православном храме разместили лавку и общественный туалет
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

В столице Киргизии в бывшем православном храме разместили лавку и общественный туалет

В столице Киргизии, Бишкеке, старинное здание православного храма превратили в картинную галерею, торговую лавку и общественный туалет.

В 1867 г. православные Пишпека выстроили временный храм из саманного кирпича во имя святителя Николая. Эта времянка служила прихожанам до 1886 года, когда на том же месте, благодаря долго копившимся средствам и крупному пожертвованию купца первой гильдии Николая Ивановича Иванова был воздвигнут каменный собор, а при нем деревянная колокольня с семью колоколами. Так начиналась история одного из первых православных храмов в Киргизии.

Купец первой гильдии Николай Иванов, потративший 55 тысяч рублей на благое дело, тогда и представить не мог, во что превратится храм спустя полтора века.

Годы советского безбожья вихрем пронеслись по стране. Не миновала горькая участь и Свято-Никольский храм во Фрунзе. В 30-е годы церковь была приговорена к сносу, но тогда за нее вступились киргизские художники Семен Чуйков и Гапар Айтиев.

В Киргизии сейчас оправдываются, что сначала сам Семен Чуйков, а впоследствии и Союз художников, произвели значительные архитектурные изменения в строении, поэтому нынешнее здание собственно не может считаться тем самым храмом. Но историки говорят, что нужно было восстановить лишь кровлю, все остальное осталось нетронутым.

С 1935 года в здании бывшей церкви была размещена Киргизская государственная картинная галерея, а с 1974 года там располагался Киргизский национальный музей изобразительных искусств.

В первые постсоветские годы власти Киргизии обещали вернуть храм Русской Православной Церкви. Об этом говорилось на встрече митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира с первым президентом республики Аскаром Акаевым. После мартовского переворота 2005 года о возвращении храма говорил митрополиту и новый руководитель страны – Курманбек Бакиев. Но свои обещания киргизские власти не выполнили.

Между тем, Союз художников Киргизии объявил здание храма, являющееся архитектурным памятником XIX века, своей собственностью и начал в нем перестройку. Было сооружено бетонное перекрытие, разделившее внутреннее пространство храма на два этажа, насквозь пробиты стены — для вентиляционных отверстий. В здании расположили офис, торговую лавку, часть галереи и общественный туалет. А на многочисленные письма верующих Русской Православной Церкви, соотечественников, простых верующих и историков в адрес властей - с просьбой остановить святотатство, приходили в лучшем случае отписки.

Среднеазиатская епархия предложила Союзу художников совместное использование здания. Церковь предлагала разместить там часовню, где бы совершались молебны. Священники лишь просили, чтобы в картинной галерее, устроенной на месте храма, не выставлялись картины "аморального содержания" и был ликвидирован общественный туалет. Но художники ответили категорическим отказом, сказав, что они – "люди творческие и свободные и не могут подчинять себя требованиям общепринятой морали".

Председатель правления Союза художников Киргизии Таалай Курманов в своем ответе митрополиту Владимиру назвал решение ЦК ВКП(б) от 1935-го года о создании в здании Свято-Никольской церкви первой национальной галереи "исключительным даром времени". Он также сказал, что, предлагая художникам совместное использование здания храма, Церковь тем самым дает понять, что "не уважает киргизское изобразительное искусство и культуру". А потому Союз художников Киргизии считает подобные требования неприемлемыми и "дающими пищу популистским идеологам, которым не чуждо разделение между людьми".

Отпиской отреагировала и администрация президента Киргизии, который в эти дни совершает официальный визит в Россию. Киргизские чиновники заявили, что якобы верующие Пишпека в 30-е годы прошлого века сами подарили властям города здание храма — не иначе, как для его последующего разрушения.

Для того, чтобы окончательно уничтожить архитектурный памятник XIX века осталось немногое – обшить снаружи стены храма алюкобондом, что предлагают сделать в Союзе художников. И тогда церковь повторит судьбу многих исчезнувших в Бишкеке памятников истории и культуры.

Стоит отметить и еще одну деталь. Как сообщили в Госкомимуществе Киргизии, Союз художников не имеет юридических прав на владение зданием бывшей Никольской церкви. Но киргизские власти внимания на этот факт тоже не обращают.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.