Конференция "Образ Богоматери в древних иконах южной Италии" состоялась в Москве
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

Конференция "Образ Богоматери в древних иконах южной Италии" состоялась в Москве

Конференция "Образ Богоматери в древних иконах южной Италии" состоялась 10 февраля в Москве, в Культурном центре "Покровские ворота". Конференции предшествовала презентация одноименного альбома-календаря на 2009 год ("Царица небесная", Милан-Минск, 2008), а также открытие фотодокументальной выставки, посвященной древним иконам Южной Италии и развернутой в зале КЦ "Покровские ворота".

Итальянские историки и искусствоведы, подготовившие издание, которое открыло русскому читателю малоизвестную страницу христианского искусства, приехали в Москву на конференцию, чтобы пообщаться со своими российскими коллегами. Итальянскую делегацию возглавил архиепископ Микеле Пеннизи—историк, правящий архиепископ епархий Пьяццы Армерины (Сицилия). Среди участников конференции были известные российские историки искусства – специалисты по иконописи.

Открывая конференцию, директор КЦ "Покровские ворота" Жан-Франсуа Тири представил итальянских гостей как "живых свидетелей, живущих бок о бок с теми иконами, о которых нам так хотелось бы узнать". Он подчеркнул, что конференция ставит "принципиальные для нас вопросы – о диалоге между христианами Востока и Запада, точкой отправления в котором мы считаем само явление Христа".

В древних иконах юга Италии проявляются общие христианские корни Европы, "когда христианский мир еще имел общий язык – язык иконографии", отметила куратор выставки, составитель альбома-календаря Джованна Парравичини – представитель фонда "Христианская Россия", атташе по культуре представительства Ватикана в РФ. Она выразила особую благодарность корифеям российского искусствоведения – профессорам МГУ Ольге Сигизмундовне Поповой и Энгелине Сергеевне Смирновой за помощь в подготовке альбома-календаря и сообщила, что готовятся к изданию новые выпуски, посвященные древним иконам Синая, Рима и Киева.

Каждый такой альбом сопровождают обширные профессиональные комментарии. Автор текста к альбому "Царица Небесная" — искусствовед, научный сотрудник Папского Комитета по культурному наследию монсеньор Мишель Берже сделал доклад "Присутствие и значение иконы в Италии на протяжении веков", сопровождая его показом слайдов прекрасного качества. В начале он отметил, что иконопись в большинстве случаев ассоциируется с Византией, с Русью, с Балканами. Говоря об иконе, мы сразу вспоминаем "Владимирскую Богоматерь" и "Троицу" Андрея Рублева. Однако немногие, в том числе и сами итальянцы, знают, что в Италии находятся более древние иконы. Свое описание и анализ докладчик начал с образа Богоматери из Андрии, сопоставляя ее иконографию как раз с Владимирской Богоматерью, находящейся в Государственной Третьяковской галерее. В ходе доклада было отмечено, что итальянские иконы принадлежат латинскому литургическому пространству и, таким образом, "живут несколько иной литургической жизнью", однако не стоит противопоставлять восточные и западные образы. Напротив, во время доклада у многих, знающих древнерусское искусство, возникали аналогии и параллели, указывающие на глубинную связь восточного и западного христианского искусства. Монс. Мишель Берже познакомил участников конференции не только с иконами XII-XIV вв., но и с сохранившимися в храмах Италии фресками и мозаиками.

Далее выступил архиепископ Микеле Пеннизи. Он представил доклад о чудотворной иконе "Богородица Победная" в г. Пьяцце Армерине и об истории почитания этого образа. Икона находится в кафедральном соборе епархии, которую возглавляет архиепископ Пеннизи, поэтому ее история особенно дорога автору. Докладчик представил подробное историческое и иконографическое исследование иконы, остановившись также на современной практике ее почитания.

Место иконы в народной религиозности – эта тема стала главной в докладе настоятеля собора Джелы (Сицилия) монсеньора Грацио Алабизио, который посвятил свое сообщение культу иконы "Богородица дельи Алеманни" в г. Джеле.

Конференция завершилась выступлениями двух российских специалистов: Елены Виноградовой (ПСТГУ) "Образ Богоматери в византийском искусстве XIII в." и Елены Саенковой (ПСТГУ, ГТГ) "Иконография Богоматери в русском искусстве XIII-XIV вв.".

Одним из гостей конференции был сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Александр Васютин. Он сказал, что конференция произвела на него сильное впечатление. "Эти иконы, представленные на выставке и в докладах, говорят о том, что корни не только иконографии, но и культурные корни Европы исходят из одного источника—воспитаны и вскормлены Христианством", — отметил о.Александр.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.