На Куликовом поле открывается выставка, посвященная св. Стефану Пермскому
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

На Куликовом поле открывается выставка, посвященная св. Стефану Пермскому

"Великий современник Куликовской битвы": выставка с таким названием откроется 24 апреля в музее на Куликовом поле. Основная идея выставки - рассказать о святителе Стефане Пермском как о великом современнике Куликовской битвы, сподвижнике св. Димитрия Донского и преп. Сергия Радонежского, миссионере и поборнике просвещения ХIV в.

Как сообщает интернет-портал "vTule.ru", экспонаты для выставки предоставил Пермский краевой музей. На днях музейные сотрудники приступят к монтажу экспозиции.

Духовный мир Перми Вычегодской, в который пришел Стефан с проповедью Христианства, отражён в подтеме I: "Духовная культура древних коми - зырян". Важным источником по дохристианским верованиям древних коми-зырян является "Житие Стефана Пермского", написанное Епифанием Премудрым, в котором подчёркивается, что у пермяков было много богов, которые считались покровителями охоты и рыболовства. О сложном характере верований населения Перми Вычегодской, в котором переплелись и сочетались различные традиции, свидетельствуют и археологические данные. Данная подтема будет представлена комплексом экспонатов, происходящих из раскопок В.И. Канивца в Канинском и Уньинском пещерных святилищах. Это наконечники стрел и копий, украшения, а также предметы культового литья, выполненные в "зверином стиле", датируемые первой половиной XIV в.

Отдельным комплексом экспонатов будет показана культура Перми Вычегодской (XI-XIV вв.). Согласно письменным источникам ("Повесть временных лет"), уже с Х-ХI вв. начался процесс русской колонизации пермских земель, которая была открыта сначала ладожскими, а затем и новгородскими купцами-дружинниками. Этот процесс привёл к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности местного населения. В данный комплекс войдут предметы из раскопок Э.А. Савельевой на Вымских могильниках и городищах, значительная часть которых свидетельствует о взаимодействии с русской культурой - это фрагменты славянских сосудов, орудия труда, украшения и т. д.

Жизненный и миссионерский путь Пермского святителя, начало христианизации Коми края и его вхождение в состав Русского государства, создание зырянской азбуки, отражает подтема II: "Деяния святителя Стефана". Комплекс, посвящённый миссионерской деятельности св. Стефана, будет представлен копиями миниатюр из Лицевого летописного свода, фотографиями мест, связанных с именем св. Стефана Пермского, дароносицами, иконами как самого Стефана, так и святых, сыгравших важную роль в его деятельности: Прокопия Устюжского и Сергия Радонежского. В комплекс, посвящённый созданию зырянской письменности, войдут следующие материалы: деревянная доска с вырезанными родовыми пасами (знаками) коми-зырян к. XIX в., реконструкция Стефановской азбуки, фотокопия иконы "Зырянская Троица"; видовые баннеры, на которые выведены словесные ряды (на коми и на русском языке), что показывает роль слова в проповеднической деятельности Стефана и свидетельствует о том, как понятия, связанные с христианской культурой, входили в культуру и язык населения Перми Вычегодской.

На протяжении многих столетий имя святителя Стефана было одним из самых значимых для россиян. Уже современники Стефана Пермского высоко оценивали деяния "зырянского апостола". После его смерти в 1396 г. великий князь Василий Дмитриевич, исполняя волю отца, отдал распоряжение похоронить Стефана в Московском Кремле, в домашней церкви великих князей - храме Спаса-на-Бору. По велению Пермского епископа Филофея в 1472 г., задолго до официальной канонизации, Пахомием Сербом была написана "Служба во святых отца нашего Стефана". В подтеме III "Почитание святителя Стефана" будут представлены рукописные книги, бытовавшие в Коми крае и содержащие тексты жития, акафиста, молитв св. Стефану Пермскому, литографии и фотографии центров почитания Святителя: Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, Усть-Вымь, Стефановский собор в Усть-Сысольске.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.