В болгарском обществе выражают недовольство синодальным решением о сокращении количества дней, в которые разрешается венчание
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

В болгарском обществе выражают недовольство синодальным решением о сокращении количества дней, в которые разрешается венчание

Неожиданно широкой резонанс в болгарском обществе получило решение Святого Синода Болгарской Православной Церкви ограничить количество дней, в которые можно совершить таинство венчания, сообщает болгарская пресса.

Теперь этот торжественный чин в Болгарии нельзя совершать на протяжении всех постов (Великий, Петров, Успенский и Рождественский), накануне и в дни Господских и Богородичных праздников, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Воздвижения Честного Креста Господня, в среду, пятницу и накануне их, то есть во вторник и четверг, и в субботу. Таким образом, нельзя венчать в пять дней из семи в неделю и, с учетом постов, возможных дней для совершения венчаний осталось всего около пятидесяти.

Ранее в Болгарской Церкви не венчали в посты Великий (с Сыропустного заговления до вторника Светлой недели), Успенский, Рождественский (от 14 ноября до 21 ноября и с 20 декабря до 6 января), накануне двунадесятых праздников, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.

До сих пор Синод никак не прокомментировал причины своего решения и необходимость его принятия, что вызвало множество различных высказываний в СМИ. Единственное неофициальное объяснения журналисты получили только в отношении субботы: в этот день нельзя венчать из-за того, что это день поминовения усопших - "день мертвых".

Особо резкими против подобного ограничения стали выступления духовенства города Благоевград, которое назвало решение Синода неадекватным, а термин "день мертвых" - не соответствующим православному учению. Священники предположили, что венчания запретили в субботу для того, чтобы молодежь не предавалась в этот день продолжительным увеселениям и винопитию и на следующий день пришла на воскресную литургию.

Редакция сайта "Двери.Бг" разместила несколько материалов, посвященных "венчальным дням". В первом из них была рассмотрена современная практика в Поместных Православных Церквах относительно венчальных дней.

В Константинопольской и Элладской Церквах нельзя венчать: в посты Великий (от Сыропустной недели до конца поста, Успенский, Рождественский (с 18 по 24 декабря), в Пасху, Рождество, Пятидесятницу и Богоявление, а также в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, если он приходится на постный день.

В Кипрской Церкви - в посты Великий (с Сыропустной недели до Пасхальной), Рождественский (с 13 по 25 декабря включительно), в среды и пятницы, а также в сплошные седмицы (т. е. в Сырную и Светлую седмицы и неделю Святого Духа), 5 и 6 января (Крещение), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В Румынской Церкви - в посты Великий (кроме Сыропустной недели и по архиерейскому благословению - в Благовещение), Успенский, Рождественский (по архиерейскому благословению разрешается венчание в Николин день), в среду и пятницу, в Светлую седмицу, накануне и в дни Господских праздников, в период от Рождества Христова до Богоявления.

В Сербской Церкви - во время четырех больших постов, в среду и пятницу, 5 января (ст. стиля, накануне Крещения Господня) и Воздвижения Креста Господня, в Пасху и Светлую седмицу.

В Русской Церкви - в посты Великий, Петров, Рождественский, Успенский, накануне среды и пятницы, а также в Мясопустную и Сыропустную недели, накануне и в дни Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Воздвижения Честного Креста Господня, накануне воскресений, двунадесятых господских и храмовых праздников, 7 января и в Светлую седмицу.

Сравнение нынешних практик Поместных Церквей показывает, что только в Русской Церкви не совершается венчание во вторник, четверг и субботу, но при этом отсутствует объяснение относительно субботы, что она является "днем мертвых". В грекоязычном православном мире суббота и воскресение являются основными днями венчаний, и при неизвестно о каких-либо критических высказываниях относительно этой практики представителей афонского монашества, которое на протяжении веков оказывало исключительное влияние на христианскую жизнь православных балканских народов. А один из канонов византийского сборника "Азбучная синтагма" Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака.

Также видно, что в большинстве Церквей не запрещены венчания накануне постных дней, а современная русская практика на запрет венчаний во вторник и четверг, но их разрешение в постные среду и пятницу, по мнению авторов "Двери.Бг", противоречит как общему церковному преданию о постных днях, так и практике остальных Церквей. В то же время, известно, что эта практика сложилась весьма поздно, не ранее XVII века. Русская история изобилует примерами, когда князья венчались высшими иерархами во вторник и четверг.

В других публикациях сайта "Двери.Бг" под громкими названиями "Брак - неудобное таинство", "Церковь запрещений", "Кого (не) венчает Церковь" их авторы сошлись во мнении, что у Синода Болгарской Церкви вряд ли найдется какая-либо аргументация данного ограничения. Ряд авторов даже констатируют, что это решение, несмотря на все заявления болгарских иерархов о необходимости возобновления миссионерской деятельности, противоречит миссионерским задачам и направлено против многочисленных болгарских молодоженов, которым теперь сложнее будет заключить церковный брак и они будут вынуждены сожительствовать без церковного благословения.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.