Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная ЦерковьПо благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, |
|||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связь |
НовостиМеждународная конференция "Икона в русской словесности и культуре" состоялась в МосквеVI Международная конференция "Икона в русской словесности и культуре" прошла 29-30 января в Москве, в Доме русского зарубежья им.Солженицына. Инициатором и главным организаторов конференции является доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия), создатель православной концепции иконичности и автор многих книг Валерий Лепахин.Конференцию открыл секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, епископ (с 1 февраля 2010 г. - архиепископ) Егорьевский Марк. По его наблюдениям, образ как таковой все активнее вторгается в нашу жизнь, визуальное восприятие играет все большую роль в жизни современного человека. Массовая культура навязывает образ "человека, подверженного страстям, который все больше теряет человеческое достоинство". Разворачивается своего рода "война образов", в которой "нам невозможно победить без святого образа, без иконы". По замечанию владыки, наше время отмечено особым вниманием к иконе, причем не только в православной среде: многие католические общины из разных стран мира с 1990-х гг.приглашали иконописцев из России и брали у них уроки. А то, что теперь иконы можно увидеть в некоторых протестантских общинах, епископ называет "чудесами". Церковная музыка и иконопись - это "те каналы, через которые православная духовность становится доступной современному человеку", а иконописные образы являются "главным оружием в борьбе за образ Божий в человеке", завершил свое вступление представитель Московского патриархата. В конференции изъявили желание принять участие 32 докладчика из разных городов России и СНГ, а также из Венгрии и Болгарии. В докладах рассматривался самый широкий круг тем: это и история иконописания, семантика и генезис некоторых иконографических схем, и проблемы современной иконописи, и иконичные мотивы в творчестве И.Шмелева, М.Загоскина, М.Цветаевой, И.Бродского, А.Платонова и других писателей и философов. Первый доклад - "Софийная образность в русской словесности" был прочитан доктором филологических наук, профессором Александром Моториным (Новгород). На множестве примеров автор показал, как "мистическое понимание софийности" к началу XVIII в. уступило место ее "магической интерпретации", что было связано с общим ослаблением православной веры в России. Протоиерей Михаил Насонов (Кострома) в докладе "Пластика духовная". Богословие иконы А.С.Хомякова" проанализировал осмысление иконы в творчестве философа-славянофила. По словам докладчика, Хомяков считал авторство подлинных икон "соборным", называя Церковь "автором своих икон" и подчеркивая: для того, чтобы понимать икону, надо "жить в Церкви". Протоиерей Николай Ким (Будапешт) представил замечательное исследование поэзии Бродского с точки зрения его "бесспорно" христианского мировоззрения. В частности, автор доклада показал пример "прочтения" стихотворения "Сретение" как "иконы в звуке". Как считает о.Николай, в этом произведении можно обнаружить множество признаков иконы: это и "вневременность, и неотмирность изображения, и обратная перспектива, которая просвечивает в неэвклидовой геометрии стиха". "Богословский смысл любой иконы - тайна Спасения - является смыслом и этого стихотворения", -- заключил священник. Валерий Лепахин в своем докладе дал аргументированный и однозначный ответ на вопрос, который волнует не только искусствоведов: "Иконопись XVII в.: развитие или кризис?" Подробно описав такие характерные черты поздней иконописи, как ее "раздогматизация", отступление от канонов, акцентирование личного видения художника, нарушение взаимоотношений изображения и слова, "живоподобие" и психологизация, а также разрушение традиционной техники иконописания, явление массового производства икон и своеобразное новое иконоборчество (когда оклады и иконостасы "борются" против икон), профессор Лепахин делает вывод: в XVII в. приходится однозначно говорить о кризисе иконописания в России. "Иконопись предполагает не развитие, а совершенствование; развитие, путем введения в иконопись чуждых ей элементов, неизбежно ведет к кризису", -- подчеркнул ученый. Далее в течение двух дней специалисты обсуждали следующие темы: богословие иконы, эстетика иконы, иконология, иконография, иконичность, икона и слово, икона в литературе, иеротопия, иконотопос и эонотопос. Данная конференция продолжает ряд ежегодных форумов по данной проблематике, которые привлекают внимание широкого круга ученых.
|
||
Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп |