В Москве открылась конференция "Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и Германии"
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

В Москве открылась конференция "Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и Германии"

Совместная российско-германская конференция на тему: "Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и Германии" открылась 24 февраля в агентстве РИА Новости. Конференция организована Фондом им. Конрада Аденауэра в Москве и Московским патриархатом. Участники форума ставят перед собой задачу обсудить опыт России и Германии в решении вопросов правовой основы преподавания религии в государственной школе, подготовки педагогических кадров, разработки учебно-методической литературы для преподавания соответствующих курсов и другие актуальные проблемы.

Форум открыл председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион. В своем вступительном слове он обосновал несостоятельность исключительно материалистического подхода к проблемам общественного развития и, в связи с этим, подчеркнул, что "религиозная мотивация должна занимать достойное место в стратегиях общественного развития" как в России, так и в других странах. "Важно, чтобы нравственно-ориентированное поведение человека закладывалось в период формирования личности", - сказал митрополит Иларион. По его словам, в России религиозное образование возвращается в систему школьного образования. В связи с этим самой главной задачей Русской Церкви на сегодняшний день он считает "содействие преподаванию религиозной культуры на высоком профессиональном уровне", т.е. проблему подготовки кадров преподавателей нового курса религиозной культуры, который в порядке эксперимента вводится в школах 19 регионов РФ в апреле этого года.

Посол Германии в России Вальтер Юрген Шмид, приветствуя участников конференции, отметил, что в Германии существует долгая традиция преподавания религии в школе, что предусмотрено Конституцией страны и осуществляется под контролем государства. Однако новые социально-исторические процессы ставят перед отлаженной системой образования новые вопросы. Например, обеспечивая равноправие религиозных объединений в преподавании своей традиции, государство демонстрирует свою готовность к введению курса ислама в школе. Вместе с тем, "нам пока не хватает собеседника с исламской стороны", сказал дипломат, имея в виду отсутствие достойных учебников и методической базы для преподавания исламской культуры. Кроме того, объединение Германии заставило адаптировать некоторые религиозные курсы для школ Восточной Германии с учетом прерванной традиции религиозного образования в период социализма (например, они называются "уроки ценностей"). Выходец из Восточной Германии, руководитель представительства Фонда им. Конрада Аденауэра в Москве Ларс Петер Шмидт добавил, что, по его наблюдениям, те восточные немцы, которые сохранили традиции семейного христианского воспитания, после объединения Германии "внесли более значимый вклад в развитие общества".

Советник председателя Совета Федерации РФ Александр Щипков передал приветствие Сергея Миронова участникам форума. Выступая "от себя", он выделил несколько важных аспектов преподавания религиозной культуры в школе. Так, А.Щипков считает необходимым выделить религиозную культуру в отдельный курс, не ограничиваясь интегрированием его элементов в другие школьные курсы. Кроме того, он заметил, что образование не может быть "нравственно нейтральным": или оно основано на традиционных религиозных ценностях, или базируется на принципах секуляризма, что с неизбежностью приведет к новой версии "союза воинствующих безбожников".

В западных странах никто не навязывает детям в школе "вульгарно-секуляристского религиоведения", которое не имеет "никакого нравственного потенциала", продолжил тему в своем докладе директор Института государственно-конфессиональных отношений и права Игорь Понкин. Проанализировав целый ряд моделей преподавания религии в разных странах Европы, он отметил, что в большинстве стран детей обучают "своей" религиозной традиции, а также дают представления о "религии соседей". Кроме того, в европейских моделях для становления российской системы религиозного образования могут быть важны такие моменты, как: контроль за преподаванием религиозных предметов не только со стороны государства, но и религиозных организаций; сотрудничества религиозных общин и государства в подготовке учителей и пособий; продуманная система обеспечения добровольности выбора религиозного предмета родителями и учениками; отсутствие в программах положений, унижающих кого-либо по религиозному принципу и т.д.

Доктор теологии, профессор Ганноверского университета Харри Ноорманн в своем сообщении показал, как, несмотря на сложившийся характер религиозного образования в Германии, процесс поиска оптимальной его модели не прекращается. Он также акцентировал внимание на том, каким образом в Германии в системе школьного образования разрешается противоречие между заявленными в Конституции свободой вероисповедания, с одной стороны, и свободой не исповедовать никакой религии, с другой. Семьи, не относящие себя ни к какой религиозной традиции, могут выбрать для ребенка альтернативу в виде уроков этики, философии, религиоведения или курс "Ценности и нормы". Варианты альтернативы в каждой из земель Германии свои. Кроме того, в системе образования не утихают споры о том, какой характер должно носить преподавание религии в школе: катехизационный (обучать детей "истине") или информировать о религии как о "факте" (внеконфессиональный подход). В любом случае, для дискутирующих сторон в Германии одинаково очевидно, что "без преподавания религии нельзя обеспечить образование в полной мере", отметил профессор Ноорманн.

Конференция будет проходить в течение двух дней - 24-25 февраля. В числе докладчиков - председатель Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин; заместитель председателя ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых); профессор Московской Духовной академии и семинарии, протодиакон Андрей Кураев; ответственный секретарь Координационного совета по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства образования и науки Любовь Гармаш; председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда; директор Института экуменических проблем института Й.-А. Мёллера Йоханнес Ольдеманн; профессор Ганноверского университета Ульрих Беккер; главный церковный советник, референт по вопросам Церкви и школы в Управлении по делам Евангелической Церкви Германии Маттиас Оттэ и другие.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.