Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная ЦерковьПо благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, |
|||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связьНа правах рекламы: • смотреть тут |
НовостиИздана монография, посвященная "Степенной книге" и древнерусской книжности времени св. Митрополита МакарияВ издательстве "Альянс-Архео" вышла книга московского историка А.С.Усачева "Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария" (Отв. ред. А.А. Горский. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. 760 с., ил.)Монография посвящена исследованию одного из крупнейших памятников древнерусской книжности - "Книге Степенной царского родословия", созданной на рубеже 1550-х и 1560-х гг. по инициативе св. Митрополита Московского и всея Руси Макария. Ее появление связано с формированием идеологии самодержавной монархии. Это уникальное по историческому охвату произведение представляло читателям новую интерпретацию истории Русской земли, а также создавало идеализированные биографии Рюриковичей - предков царя Ивана Грозного. Поскольку "Степенная книга" является одним из крупнейших компилятивных литературно-исторических памятников XVI столетия, то посвященная ей монография охватывает значительную часть русской книжности того времени. При написании Степенной книги было использовано более 68 русских и переводных памятников древнерусской книжности в том числе 39 житий святых (в их числе - жития Параскевы Пятницы, Константина и Елены, Климента Римского, Леонтия Ростовского, Всеволода Псковского, Евфросинии Полоцкой, Никиты Переяславского, Михаила Черниговского, Александра Невского, Федора Ярославского, митрополита Петра, Сергия Радонежского, Димитрия Прилуцкого, Стефана Пермского, митрополита Ионы, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Зосимы и Савватия Соловецких, Михаила Клопского, Мартиниана Белозерского, Даниила Переяславского и других православных святых) В "Степенной книге" были использованы сказания о чудотворных иконах ("Повесть на сретение Владимирской иконы", "Сказание о Тихвинской иконе Богоматери", "Повесть об иконе Луки Колочского"), а также "Устав Владимира" Синодальной редакции, "Правило о церковных людях", Списки митрополитов, "Просветитель" Иосифа Волоцкого, Поучение митрополита Фотия Василию I Дмитриевичу, Славяно-русский перевод "Окружного послания" Патриарха Фотия, летописи и другие сочинения. Автор провел большую археографическую работу. Была изучена редакторская правка в древнейших списках Степенной книги. Это дало возможность во многих случаях прояснить логику работы составителей "Степенной книги". Исследователь уточнил датировку написания памятника, показав, что он был создан в короткие между 1556 и 1562 годами. Ученый выявил неизвестные ранее источники "Степенной книги" и пришел к выводу, что необходимо значительно сократить перечень ее сведений, которые ранее считались уникальными. Благодаря этому автору удалось пересмотреть традиционный в историографии взгляд, будто бы "Степенная книга" является примером проникновения в историческое повествование сознательного вымысла. Создатель "Степенной книги" придавал имеющемуся материалу новое литературное оформление, по-своему истолковывал факты, но не выдумывает их. Это позволяет иначе взглянуть на некоторые представления о процессах, происходивших в русской литературе XVI в. Проведенный Усачевым текстологический анализ летописных источников подтвердил выводы В.В. Кускова о широком использовании составителем "Степенной книги" Воскресенской и Никоновской летописей (или близких к ним летописных памятников). Вместе с тем автор Степенной книги пользовался "Летописцем начала царств", Хронографом 1512 г., источником, близким к Новгородской IV летописи, а также летописями группы Свода 1497 г., Лихачевского летописца, Уваровской летописи. Ценным вкладом в изучение проблемы является обнаружение зависимости текста "Степенной книги" от статьи "А се князи русьтии", что открывает перспективы не только для определения широты кругозора составителей "Степенной книги", но и изучения истории развития и бытования самой статьи. Усачев предпринял глубокий и многосторонний анализ созданного автором "Степенной книги" образа Руси как райского сада, омываемого водами правоверия. Для раскрытия его значения он привлек разнообразный материал, помогающий понять его истоки и смысл. Ценны наблюдения над тем, как сводились к минимуму рассказы об усобицах и проводилась идея мирной политики, которой должен следовать правитель, победы "без крови". Наконец, безусловной заслугой автора монографии являются исследования в области авторства "Степенной книги", подтвердившие ведущую роль в ее составлении духовника царя Ивана Грозного, протопопа кремлевского Благовещенского собора Андрея (позднее принявшего постриг и ставшего митрополитом Московским и всея Руси Афанасием). Большой интерес представляет проведенный исследователем анализ принципов работы над книгой. Исследование сопровождается именным указателем, указателем произведений древнерусской оригинальной и переводной письменности и указателем шрифтов рукописей.
|
||
Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп |