Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная ЦерковьПо благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, |
|||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связьНа правах рекламы: • подробности на сайте rin.ru |
НовостиВ Московской духовной академии состоялась пресс-конференция, посвященная взаимодействию Церкви и музеевВ пятницу, 9 апреля, в Московской духовной академии по инициативе Синодального информационного отдела прошла пресс-конференция, посвященная взаимодействию Церкви и музеев. Работу заседания возглавил наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, который поделился своим опытом налаживания отношений с музейным руководством.По словам владыки наместника, отношения с музеем вначале складывались сложно, и только в последние восемь лет ситуация кардинально изменилась. Причем за эти восемь лет удалось сделать больше, чем за предыдущие пятьдесят. Монастырскому и музейному руководству, по словам наместника лавры, помогло найти общий язык осознание того, что они не хозяева доставшегося им наследия, а ответственные за его сохранение. "После этого конфликтная ситуация исчезла", - признался владыка Феогност. Если люди придерживаются принципа "если не мне, то никому" - конструктивного диалога не будет, потому что в этом случае нет заинтересованности в сохранении наследия. В лавре наоборот. "Я вижу людей, которые любят эту работу, живут ею, честны, бескорыстны и преданы своему делу", - сказал владыка. Участвовавшие в пресс-конференции сотрудники музея Троице-Сергиевой лавры подтвердили, что у них действительно "есть осознание того, что они делают одно общее дело". На этом тезисе: не собственность, а ответственность - владыка Феогност специально заострил внимание, потому что для Троице-Сергиевой лавры он стал фундаментом сотрудничества. Также архиепископ Феогност подчеркнул, что в Троице-Сергиевой лавре ничего не делается без консультаций со специалистами. Владыка отметил, что, по признанию самих же сотрудников музея, современные традиции хранения церковных реликвий во многом восходят к монахам. Учителя современных лаврских музейщиков учились у них, теперь же монастырь обращается к музейным работникам, как последователям вековых традиций хранения, в каком-то смысле происходит возвращение к себе. "У нас есть уверенность, что без сотрудников ризницы мы не сохраним наших святынь, - сказал владыка Феогност. - Но и у них есть уверенность в том, что если мы не одухотворим сам подход к предметам церковной утвари и иконам, то у них не будет продолжения". Это еще одна точка соработничества Церкви и музеев. И здесь важно уделять внимание тесному общению между церковными и музейными служителями. В качестве примера владыка Феогност привел деятельность уже покойного духовника музея Троице-Сергиевой лавры архимандрита Сергия, который, по его словам, "глубинно воцерковил сотрудников музея, открыл им красоту церковной жизни". Он все сделал для того, чтобы они не просто жили с вещами, а были действительными хранителями наследия наших предков. "Архимандрит Сергий помог им увидеть, осознать, что все это дарилось людьми религиозными, что все это вкладывалось на помин души", - сказал наместник обители. В свою очередь заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков) развеял расхожее мнение о том, что, попав обратно в монастыри и став объектами паломничества, святыни быстро придут в негодность. По его словам, во все века в Церкви к святыням относились очень аккуратно. Не всякое поклонение подразумевало физический контакт - только визуальный. Также были распространены списки чтимых образов, которые участвовали в крестных ходах и выкладывались в храме на аналое. Многие иконы имели киоты, которые открывались только несколько раз в год. А иные хранились в ризницах и выставлялись в храме только по большим праздникам. Эта традиция никуда не делась. И думать, что, попав в храм, чтимый образ или реликвия сразу будут выставлены для ежедневного всенародного поклонения - нет оснований. "У нас должно быть очень взвешенное отношение к святыням", - сказал архимандрит Лука. Не секрет, что не все монастыри и храмы готовы принять реликвии. И здесь музеи должны им помочь.
|
||
Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп |