Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная ЦерковьПо благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, |
|||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связь |
НовостиПервый московский храм в стиле русского барокко возвращен ЦерквиУникальный храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе в Москве, положивший начало нарышкинскому или русскому барокко, передан Русской Православной Церкви. "На днях управляющий делами президента Владимир Кожин, в ведении которого находится территория, на которой расположен храм, подписал договор о передаче его подворью Патриарха Московского и всея Руси", - сообщил в пятницу 14 июля настоятель церкви священник Михаил Гуляев.По его словам, к осени помещения храма, в котором до сих пор располагалась столовая больницы Управления делами президента, должны быть освобождены от плит, холодильников и другого оборудования. "А главное - откроют свободный проход в храм. И есть надежда, что на престольный праздник в декабре в храм смогут прийти все желающие", - отметил настоятель. Пока же, несмотря на то, что в храме по четвергам уже проводятся службы, верующие могут попасть в него только по заранее утвержденным спискам. "Территория режимного объекта", - пояснил отец Михаил Гуляев. Священник также выразил надежду на скорую передачу Церкви и дома причта, что позволит приходу начать реализацию ряда социальных проектов. Знаменский храм на Шереметьевом дворе расположен в самом центре Москвы, в Романовом переулке, рядом с факультетом журналистики МГУ. Прежде на этом месте стоял опричный дворец Ивана Грозного. Первый храм во имя иконы Знамения построил здесь в 1625 году Иван Никитич Романов, брат Патриарха Филарета и дядя Михаила Федоровича - первого царя из рода Романовых. Икона Знамения считалась главной покровительницей рода. В середине XVII века двор с церковью стал "государевым двором", где царь Алексей Михайлович временно разместил дворцовые службы Оружейной палаты, в том числе иконописные. Затем Алексей Михайлович пожаловал этот двор с церковью своему тестю Кириллу Нарышкину. В 1691 году Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, построил на этом месте новый храм, отличавшийся богатым внешним декором, затейливой настенной резьбой из белого камня. "Так зародился уникальный архитектурный стиль - нарышкинское барокко - сочетающий вековые традиции русской архитектуры с пышным декором на западный манер. Это был первый опыт Нарышкина, за которым последовали, в частности, церковь Покрова в Филях, храм Троицы в Троице-Лыкове", - рассказал отец Михаил Гуляев. В начале XIX века владение было продало графу Николаю Шереметьеву и стало называться "Шереметьевым двором". Церковь впоследствии получила статус приходской. В 1929 году Знаменский храм был закрыт и вскоре оказался на территории Центральной Кремлевской больницы, построенной в 1930 году, как футляр, поглотившей бывшие графские владения. "Больница с поликлиникой Управления делами Президента осталась и доныне в Романовом переулке, и пока вход в церковь осуществляется через проходную больницы", - отметил отец Михаил. По его словам, уникальное здание храма было возвращено Церкви в результате обращения Патриарха Алексия II к администрации Президента в ноябре 2005 года. В настоящее время здание находится в плачевном состоянии. Трехсотлетний кирпич сильно выветрен и выщерблен, просел фундамент, появились трещины в стенах. Прямо из стен торчат трубы от варочных плит, которые были установлены в алтаре. Утрачена одна из пяти глав храма. К церкви примыкают поздние пристройки, которые необходимо убрать, чтобы восстановить кирпичную кладку и уникальный белокаменный декор в стиле нарышкинского барокко. От колоколов остались только балки. "Но, несмотря на тяжелую судьбу храма в послереволюционное время, он все же в целом сохранил свой первоначальный внешний вид, изысканное архитектурное своеобразие. И при определенных финансовых затратах вновь сможет стать жемчужиной", - убежден настоятель. "Определенные финансовые затраты" он оценивает примерно в $4 миллиона.
|
||
Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп |