Первый московский храм в стиле русского барокко возвращен Церкви
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

Первый московский храм в стиле русского барокко возвращен Церкви

Уникальный храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе в Москве, положивший начало нарышкинскому или русскому барокко, передан Русской Православной Церкви. "На днях управляющий делами президента Владимир Кожин, в ведении которого находится территория, на которой расположен храм, подписал договор о передаче его подворью Патриарха Московского и всея Руси", - сообщил в пятницу 14 июля настоятель церкви священник Михаил Гуляев.

По его словам, к осени помещения храма, в котором до сих пор располагалась столовая больницы Управления делами президента, должны быть освобождены от плит, холодильников и другого оборудования. "А главное - откроют свободный проход в храм. И есть надежда, что на престольный праздник в декабре в храм смогут прийти все желающие", - отметил настоятель. Пока же, несмотря на то, что в храме по четвергам уже проводятся службы, верующие могут попасть в него только по заранее утвержденным спискам. "Территория режимного объекта", - пояснил отец Михаил Гуляев. Священник также выразил надежду на скорую передачу Церкви и дома причта, что позволит приходу начать реализацию ряда социальных проектов.

Знаменский храм на Шереметьевом дворе расположен в самом центре Москвы, в Романовом переулке, рядом с факультетом журналистики МГУ. Прежде на этом месте стоял опричный дворец Ивана Грозного. Первый храм во имя иконы Знамения построил здесь в 1625 году Иван Никитич Романов, брат Патриарха Филарета и дядя Михаила Федоровича - первого царя из рода Романовых. Икона Знамения считалась главной покровительницей рода. В середине XVII века двор с церковью стал "государевым двором", где царь Алексей Михайлович временно разместил дворцовые службы Оружейной палаты, в том числе иконописные. Затем Алексей Михайлович пожаловал этот двор с церковью своему тестю Кириллу Нарышкину.

В 1691 году Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, построил на этом месте новый храм, отличавшийся богатым внешним декором, затейливой настенной резьбой из белого камня. "Так зародился уникальный архитектурный стиль - нарышкинское барокко - сочетающий вековые традиции русской архитектуры с пышным декором на западный манер. Это был первый опыт Нарышкина, за которым последовали, в частности, церковь Покрова в Филях, храм Троицы в Троице-Лыкове", - рассказал отец Михаил Гуляев.

В начале XIX века владение было продало графу Николаю Шереметьеву и стало называться "Шереметьевым двором". Церковь впоследствии получила статус приходской. В 1929 году Знаменский храм был закрыт и вскоре оказался на территории Центральной Кремлевской больницы, построенной в 1930 году, как футляр, поглотившей бывшие графские владения. "Больница с поликлиникой Управления делами Президента осталась и доныне в Романовом переулке, и пока вход в церковь осуществляется через проходную больницы", - отметил отец Михаил. По его словам, уникальное здание храма было возвращено Церкви в результате обращения Патриарха Алексия II к администрации Президента в ноябре 2005 года.

В настоящее время здание находится в плачевном состоянии. Трехсотлетний кирпич сильно выветрен и выщерблен, просел фундамент, появились трещины в стенах. Прямо из стен торчат трубы от варочных плит, которые были установлены в алтаре. Утрачена одна из пяти глав храма. К церкви примыкают поздние пристройки, которые необходимо убрать, чтобы восстановить кирпичную кладку и уникальный белокаменный декор в стиле нарышкинского барокко. От колоколов остались только балки.

"Но, несмотря на тяжелую судьбу храма в послереволюционное время, он все же в целом сохранил свой первоначальный внешний вид, изысканное архитектурное своеобразие. И при определенных финансовых затратах вновь сможет стать жемчужиной", - убежден настоятель. "Определенные финансовые затраты" он оценивает примерно в $4 миллиона.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.