Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная ЦерковьПо благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, |
|||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связьНа правах рекламы: • информация от партнеров здесь |
НовостиРоссийские религиоведы создали профессиональное сообществоО создании новой профессиональной организации – Российского сообщества преподавателей религиоведения — было заявлено 1 декабря на научно-практической конференции "Религиоведение в системе высшего образования", которая проходила 1-2 декабря на философском факультета МГУ им. Ломоносова. Новое сообщество создано в рамках учебно-методического совета (УМС) по философии, политологии и религиоведению УМО (учебно-методического объединения) по классическому университетскому образованию.Основными задачами сообщества является разработка предложений по структуре и содержанию образовательных программ по религиоведению, экспертиза учебно-методической документации. Председателем сообщества на конференции был избран зав. кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор Игорь Яблоков. Первый доклад "О месте религиоведения в системе высшего образования России" на конференции был сделан проректором МГУ, деканом философского факультета, председателем УМС по философии, политологии и религиоведению, Владимиром Мироновым. Приводя статистические данные по числу подразделений (кафедр, отделений и т.д), на которых преподается религиоведение, он обратил внимание на очевидную тенденцию роста числа российских вузов, желающих открыть обучение по данной специальности, а также на рост конкурса абитуриентов на эти отделения. На данный момент в Российской Федерации религиоведческое образование лицензировано в 41 вузе, где обучалось более 1800 человек. Говоря о разных формах обучения религиоведению, В. Миронов упомянул как весьма перспективное начинание Свято-Филаретовского православно-христианского института, который год назад открыл факультет религиоведения как отделение дополнительного образования. Он полагает, что столь сложный учебный план, включающий большие блоки по общей истории, философии, истории религии и массе других дисциплин, лучше воспринимается людьми, уже имеющими высшее образование. Выпускники кафедр и отделений религиоведения пользуются все большим спросом, отметил В. Миронов; они требуются и в учреждениях образования и науки (куда не идут из-за крайне низких зарплат), в органах местной власти, даже в коммерческих структурах. В целом, "религиоведение сейчас занимает достойное место в системе высшего образования", сделал вывод профессор, однако "его необходимость и актуальность слабо осознается министерским чиновничеством". Последний тезис связан с попытками очередного реформирования системы научной аттестации: по словам выступавшего, в правительстве задались целью так "укрупнить" номенклатуру научных специальностей, чтобы в перспективе их осталось всего 10, но необходимых "для безопасности страны". Реализуя этот план, чиновники якобы "административно-кулуарным" способом решили вычеркнуть из общего раздела "Философия" специальность "религиоведение", оставив там только теологию, сообщил выступавший. Только "случайно" Миронову, по его словам, удалось узнать об этом и "отстоять" религиоведение. О том, как обстоят дела с религиоведением на Украине, рассказал профессор Анатолий Колодный (Институт философии Украинской АН). Объединившись в профессиональную ассоциацию, религиоведы отстояли целое отделение религиоведения при Академии наук, сохранили религиоведение как обязательный предмет во многих вузах. Украинские ученые поделились опытом взаимодействия с конфессиями в научной работе, в написании учебников и пособий, а также в просветительской работе. Так, своеобразные "десанты" религиоведов выезжают в различные области Украины, проводят семинары и круглые столы с представителями различных конфессий и юрисдикций, разъясняя принципы свободы совести и толерантности. А.Колодный и его коллеги, объявляя себя светскими учеными, почему-то считают себя вправе вмешиваться в церковную жизнь. Так, например, они заявили, что на Украине "должна быть своя поместная православная церковь, а для 20% русских надо устроить экзархат Московского Патриархата". Инициативы властей также представляют проблему для религиоведов на Украине: президент Ющенко сказал о необходимости ввести в учебных заведениях "этику веры", но "он сам не знал, что это такое". Все поняли, что речь идет о христианской этике, рассказал профессор Колодный, и по выбору родителей теперь в школах преподают христианскую или "гуманитарную" этику. Против этого выступают украинские религиоведы, утверждая, что нельзя "делить детей на христиан и нехристиан". Приходится им "воевать" и против капелланства в вузах и в армии. Тему "социально-активного религиоведения" продолжила зав. кафедрой религиоведения Тюменского нефтегазового университета Галина Худякова. По ее словам, религиоведение имеет огромный потенциал не только в научном плане, но и как нейтральная площадка, "ничейная земля" для взаимодействия различный религиозных организаций региона с целью поддержания межконфессионального мира, налаживания взаимопонимания и "профилактики религиозного экстремизма". Г. Худякова рассказала об опыте такой работы, которую ведет в Тюмени кафедра религиоведения, активно взаимодействуя с религиозными организациями. Интерес вызвал доклад зав. кафедрой религиоведения Санкт-Петербургского университета Марианны Шахнович. На конкретно-историческом материале она опровергла бытующее мнение о том, что о религиоведении в России можно говорить только в последние постперестроечные годы, а до этого был сплошной "научный атеизм". По ее словам, религиоведение "как академическая наука" существует уже 150-200 лет. Оформившись окончательно в первой половине XIX в. на основе этнографии и антропологии, религиоведение и в советские годы ухитрилось не только не исчезнуть, но и сложиться в начале 20-х гг. ХХ в. как "сильное научное направление". Созданный учеными дореволюционной школы 75 лет назад Музей истории религии в Ленинграде работал как "академический центр по изучению религий", в котором "трудно было найти атеизм". Нельзя сбрасывать со счетов и фундаментальные, "незаслуженно забытые" исследования 60-70-х гг., в которых под обложкой с названием "Реакционная сущность … (какой-либо религии)" можно было найти глубокие сведения об этой религии, считает М. Шахнович. В докладах представителей регионов России обсуждались проблемы методологии религиоведения, методики преподавания, места религиоведения в системе гуманитарного образования. Выступали ученые и преподаватели из Орла, Перми, Санкт-Петербурга, Курска, Челябинска, Новосибирска и Москвы.
|
||
Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп |