В Даниловом монастыре прошло пастырское совещание в по вопросам подготовки к таинству Святого Причащения
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

В Даниловом монастыре прошло пастырское совещание в по вопросам подготовки к таинству Святого Причащения

27 декабря в Центре духовного развития молодежи (ЦДРМ) московского Даниловского монастыря состоялся очередной круглый стол, посвященный актуальным вопросам духовной жизни в Церкви в наши дни. На этот раз в центр внимания вынесена тема подготовки к таинству Святого Причащения. Для обсуждения этого вопроса были приглашены епископы Русской Церкви и авторитетные священники Москвы.

То, что Причащение является основой жизни христианина в Церкви - очевидная истина. Но в настоящее время не существует какого-либо единообразия в приходах в требованиях к мирянину, приступающему к этому величайшему таинству. Как заметил на круглом столе епископ Егорьевский Марк, "тема решается до сих пор каждым духовником в соответствии с его представлениями, которые могут быть достаточно экстравагантными".

По церковной традиции причастник должен поститься в течение недели или хотя бы трех дней и вычитать значительное молитвенное правило – Каноны покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю, а также Канон и молитвы ко Святому Причащению (плюс Акафисты Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице). И здесь уже возникают вопросы.

В Москве в настоящее время многие священники призывают причащаться как можно чаще. Что же, если причащаться еженедельно и при этом соблюдать недельный или трехдневный пост, то человек обрекает себя на почти постоянный пост. А для многих это совершенно непосильно. По словам игумена Петра (Мещеринова), директора Школы молодежного служения при ЦДРМ, уже после двух лет такого ревностного духовного труда человек устает и охладевает: сначала к молитве, а потом к таинству Евхаристии. Приходится сталкиваться с тем, что люди, пришедшие в Церковь в начале 90-х, теперь становятся равнодушными, "теплохладными" и бросают приход. Не находя в Церкви ответов на свои вопросы, сталкиваясь с отсутствием постоянного руководства в своем стремлении жить по Евангелию при чрезмерном внимании духовника к внешней аскетике, люди разочаровываются в церковной жизни, где когда-то они нашли смысл и полноту. Кроме того, из-за подобного формализма подготовка к причащению и исповедь начинает восприниматься как "покупка билета". Сделал, что нужно, – получи билет! А это недопустимо.

Игумен Петр обратил внимание на клерикализм такого подхода, когда человека, не сумевшего пропоститься без рыбы три дня, духовник не благословляет причащаться. Священство не поститься перед вкушением Святых Даров – только читают правило. А от мирян требуется особенный аскетизм. "Так вводится двойной стандарт… Мы похожи не тех книжников и фарисеев, про которых Христос говорил: “Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их”(Мф. 23: 3-4)", - заметил епископ Егорьевский Марк.

Существуют и более частные вопросы, связанные с причащением, такие как исповедь накануне причащения, обязательное присутствие на вечерней службе перед причастием, посещение богослужений женщинами в "критические дни" и др.

Приглашенные на круглый стол священники, рассказали о том, как на их приходах решаются эти вопросы. По мнению протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе и ректора Свято-Тихоновского университета, до тех пор, пока не принято общецерковное решение этих вопросов, справиться с ними можно только внутри церковной общины.

Церковные, или евхаристические, общины в России возникли основываться в начале ХХ века и стали одним из факторов, который помог пережить годы гонений. Понятие "церковная община" значительно отличается от прихода. Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава и руководитель - духовник, который близко знает все проблемы членов общины и руководит духовной жизнью каждого. Причащаться для церковных людей естественно как можно чаще. И если человек живет церковной жизнью в соответствии с евангельской нравственностью, соблюдает посты и праздники, имеют искреннее желание, то перед ним нет препятствий приступить к Чаше.

"С самого начала служения я относился к исповеди очень внимательно и отдавал этому много сил. Тогда я заметил, что многие приходят на исповедь просто пообщаться с батюшкой", - сказал отец Владимир Воробьев. Или исповедник просто зачитывает список грехов, выдавливая что-то из себя. Таинство покаяния – это великое таинство, в котором человек обновляется целиком. Каждый священник знает это. Бывает, что приходит человек, искренно пересмотревший свою жизни и от всего сердца раскаивающийся, готовый полностью перемениться, – и тогда священник, разрешающий его, чувствует особую благодать, проходящую через него. "Но это бывает так редко", - заметил отец Владимир. Обычно же бывает так, что священник произносит слова разрешительной молитвы "прощаю и разрешаю" и ничего не чувствует, потому что человек ничего не приносит на исповедь. При этом все равно нужно ежедневно исследовать себя, приносить покаяние каждый день в вечерних молитвах, обдумывая свои поступки и мысли. Таким образом, покаяние и причастие могут быть не связаны между собой, как это и принято в Восточной Церкви.

Протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям, рассказал, как бывает на Афоне, что паломники, приезжающие в воскресенье утром, причащаются за литургией, а потом расходятся по каливам и кельям своих духовных отцов на исповедь. Такой путь подходит для воцерковленных людей, которых духовник, давно зная их, может допустить к причастию без исповеди (особенно в праздники, когда число исповедников в храмах доходит до 2 тыс.).

Но каждый день в храме встречаются и те, кого протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, назвал "захожанами" - люди, пришедшие поставить свечку о родителях и вдруг решившие исповедаться или причаститься. К ним можно проявить и некую разумную строгость, указать на необходимость таинства исповеди. Но тогда не нужно совмещать исповедь с литургией или вечерним богослужением, а назначить отдельное время, чтобы поговорить глубоко.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, чтобы у человека было благоговение перед Церковью и ее таинствами, предложил со строгостью следить не за соблюдением поста перед причастием, а к примеру, за духовной готовностью людей, принимающих крещение или собирающихся венчаться.

"В вопросе подготовки к причащению необходимо допустить плюрализм", - считает отец Владимир Воробьев, чтобы не существовало слишком строгих запретов, которые могут оттолкнуть. Это не призыв к революции, чтобы к Святой Чаше без исповеди мог подойти любой. Но сейчас время поиска, когда Церковь ищет правильного выхода. В качестве одного из возможных решений существующих вопросов Цент духовного развития молодежи предлагает утвердить памятку перед причащением, которая входила бы в каждый молитвослов. Ну а в каком-нибудь отдаленном будущем постановление должно быть принято на Церковном Соборе, который привел бы в практическое соответствие традицию и те обстоятельства, в которых теперь находится Церковь.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.