Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная ЦерковьПо благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, |
|||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связь |
НовостиПытаясь наладить связи с Православной Церковью, Папа Римский отказался от титула "Патриарх Запада"Бенедикт XVI отказался от одного из девяти своих титулов – "Патриарх Запада" - в попытке наладить более тесные связи с Православной Церковью."В прошлом, Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока", - объяснил кардинал Ачилле Сильвестрини агентству ANSA. "Я думаю, что Папа хочет устранить такого рода противопоставление", - добавил он. Теперь список титулов папы звучит так: "Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих". Епископ Иларион (Алфеев) прокомментировал отказ Папы Римского от титула: "Некоторые аналитики увидели в отказе от титула "Патриарх Запада" признак стремления Папы улучшить отношения с Православными Церквами. Комментируя данное опущение, кардинал Ачиле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации восточных церквей, сказал: "В прошлом Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока. Я думаю, что Папа хотел устранить такого рода противопоставление, и его поступок мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу". Однако никакого "Патриархата Востока" Православные Церкви никогда не знали. В византийскую эпоху существовало четыре Восточных Патриархата – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский Патриархат воспринимался как "первый среди равных" в диптихе Церквей вплоть до 1054 года, когда общение между Востоком и Западом было прервано. Таким образом, на Западе существовал единственный Патриархат – Римский, тогда как на Востоке было четыре Патриархата. Западный Патриархат вместе с четырьмя Восточными Патриархатами образовывали так называемую "пентархию". Остается загадкой, каким образом опущение титула "Патриарх Запада" может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах Папы Римского. Из всех титулов Папы наиболее приемлемым для православных является титул "епископа Рима", указывающий на власть Папы как епархиального архиерея города Рима. Титул "архиепископа и митрополита Римской провинции" указывает на то, что власть папы распространяется на всю Римскую область, а не только на город Рим. Титул "примаса Италии" указывает на то, что епископ Рима является "первым среди равных" в ряду итальянских епископов, то есть, пользуясь православной терминологией, главой Поместной Церкви. При таком толковании все три титула были бы приемлемыми для православных в случае восстановления евхаристического единства между Востоком и Западом. В этом случае Папа Римский мог бы восприниматься и как "Патриарх Запада", т.е. глава тех христиан, которые не входят в юрисдикцию древних "Восточных" Патриархатов и тех Поместных Православных Церквей, которые образовались во втором тысячелетии. Модель возможного единства между Востоком и Западом будет обсуждаться в рамках Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которая встретится после шестилетнего перерыва в Сербии осенью 2006 года. Разумеется, эта модель будет носить лишь гипотетический характер, поскольку на пути к евхаристическому единству стоит множество препятствий догматического и экклезиологического характера. Однако главным препятствием на пути к единству, по мнению многих православных богословов, остается именно учение о вселенском примате римского епископа – учение, которое станет основной темой переговоров между православными и католиками в рамках Смешанной комиссии. В этом контексте наиболее неприемлемыми и даже скандальными, с православной точки зрения, являются именно те титулы, которые подчеркивают претензию Папы на вселенскую юрисдикцию: "викарий Иисуса Христа", "Преемник князя апостолов", "Верховный понтифик Вселенской Церкви". По учению Православной Церкви, у Христа нет и не может быть "викария" – земного представителя, который управлял бы Вселенской Церковью от Его имени. Титул "преемника князя апостолов" отсылает к римскому учению о том, что верховная власть Петра, перешедшая к Римскому епископу, подчиняет ему Вселенскую Церковь. Данное учение неоднократно оспаривалось в православной полемической литературе. Звание "верховного понтифика" (pontifex maximus) носили римские императоры-язычники. От этого звания не отказался император Константин после своего обращения в Христианство. Однако применительно к Римскому Папе звание "верховный понтифик Вселенской Церкви" указывает на вселенскую юрисдикцию Папы, которую никогда не признавали и не признают Православные Церкви. Именно от этого звания Папе следовало бы отказаться в первую очередь, если бы изменение титулатуры было действительно мотивировано стремлением к "экуменическому прогрессу" и улучшению отношений с Православными Церквами. Хотелось бы надеяться, что Папский Совет по содействию христианскому единству даст официальное разъяснение по данному вопросу".
|
||
Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп |