Полтавская Миссионерская Духовная СеминарияУкраинская Православная ЦерковьПо благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, |
|||
Титульная страницаПолтавская Миссионерская Духовная Семинария· Правила приема· Изучаемые предметы · Преподаватели · Учащиеся · Газета «Кременчуг Православный» · Газета «Глаголъ временъ» · Выпускники Свято-Николаевский соборБиблиотека· Книги· Литургика · Службы · Прп. Паисий Величковский · Прп. Исаак Сирин Ноты православных песнопений· Литургия· Вечерня · Утреня · Праздники · Постная триодь · Цветная триодь · Ектении · Разное · NoteWorthy Composer СсылкиНовостиАрхивОбратная связь |
НовостиТеория и практика Основ православной культуры – в центре внимания XV Рождественских чтенийВторой день работы XV Рождественских чтений – 30 января – начался в Государственном Кремлевском дворце под председательством управляющего делами Московской Патриархии, митрополита Калужского и Боровского Климента. Все доклады, прозвучавшие в первой половине дня, были связаны с обоснованием необходимости введения "Основ православной культуры" (ОПК) и широкой практикой преподавания этого предмета.Первый докладчик, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь рассказал об опыте религиозного просвещения в Крыму. По его словам, преподавание ОПК в епархии приняло "массовые формы": в 400 из 600 школ этот предмет изучали в 2006 г. 70-80% семей крымчан венчаются и крестят своих детей. Многие родители активно поддерживают преподавание ОПК не только на словах, но и на деле: созданный при епархиальном управлении Родительский комитет регулярно проводит родительские встречи; в епархии принято широко привлекать родителей к проведению православных праздников в стенах школ. Владыка подчеркнул, что пример многонационального Крыма, где живут 35 "исторических народностей", опровергает опасения скептиков, которые связывали с введением ОПК рост межнациональной напряженности. Напротив, ни одного подобного конфликта на этой почве в Крыму не было. Митрополит Лазарь отметил, что причиной подобной напряженности может стать только "невежественный фанатизм", но не религиозное просвещение, которое является "безусловным приоритетом" для епархии. В этой работе Церковь активно сотрудничает с разными государственными структурами: так, министерство образования рассматривает и утверждает программно-методическое обеспечение курса "ОПК Крыма"; правительство Крыма финансирует подготовку учителей по ОПК – на базе местного Института повышения квалификации 156 учителей смогли закончить курс и получить государственное свидетельство о праве преподавания ОПК. Пример активного участия госструктур в развитии православного образования являл собой следующий докладчик – полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Александр Коновалов. Он подробно рассказал о способах поддержки деятельности церковных организаций. Так, 45 православных организаций получили солидные гранты из Президентского фонда, поучаствовав в конкурсе некоммерческих организаций (НКО). Аппарат полпреда поддерживает и другой конкурсный проект – "Серафимовский учитель", в котором в этом году участвовало двести учителей. В округе власти активно содействуют развитию православных гимназий, созданию интернет-ресурса "миссионерской направленности", совместно с Церковью заботятся о программах сохранения семьи и о решении демографических проблем. Докладчик удивил аудиторию знанием специфики способов родовспоможения, говоря о вреде кесарева сечения, а также поделился опытом работы с молодежью. Так, в округе стараются "перенаправить" в правильное русло празднование Дня влюбленных 14 февраля: "Мы стараемся ориентировать молодежь на создание счастливой семьи, а не на поиск разнообразных половых партнеров", – рассказывал чиновник. Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ, архиепископ Верейский Евгений говорил о проблемах современного духовного образования, которое необходимо развивать в сотрудничестве со светскими вузами и с государством. Однако именно в адрес последнего, а именно – в адрес министерства образования и науки выступавший обратился с требованием закончить "скрытую борьбу" с православным образованием и перейти к "широкомасшатабному использованию" опыта Церкви в деле образования. Владыка упрекнул министерство в желании ликвидировать так называемый "региональный компонент", в рамках которого в большинстве регионов преподается ОПК. Однако накануне, в день открытия форума, министр Андрей Фурсенко недвусмысленно ответил на эти опасения, подчеркнув, что министерство не посягает на региональный компонент и свободу местных властей в отношении его наполнения. "До каких пор мы будем доказывать необходимость изучения основ нашей культуры?" – зал разделил искреннее возмущение следующего докладчика, также представителя высшей школы, только светской – заместителя декана факультета журналистики МГИМО, главного редактора журнала "Фома" Владимира Легойды. "Бессмысленную возню" вокруг введения ОПК давно пора заканчивать и не отвлекаться от конкретной работы – создания хороших учебников и подготовки кадров, заявил он. Проблему высшего образования он осветил через призму конфликта поколений, "культурного разрыва отцов и детей". За последние 10-20 лет этот конфликт усугубился за счет ломки системы прежних ценностей, навязывания идеологии "потребительского антропоцентризма", стремительного развития технологий (в особенности – информационных), изменения "общекультурного фона" молодежи (Гарри Поттер вместо Пушкина), замены у студенчества привычной модели "учитель-ученик" с навыками "слушать и слушаться" на мироощущение покупателя, выбирающего образовательные услуги. И если современной высшей школе "нужны" далеко не все студенты с такими установками, то Церкви нужны все – только Церковь, по мнению В. Легойды, может противостоять потребительской идеологии, предъявляя молодежи "идею жертвенности". Но для того, чтобы Христианство было услышано молодежью, оно не должно восприниматься "как одно большое "нельзя". К молодежи надо обращаться не с "длиной юбок или одеванием платка"; начинать разговор и заканчивать надо словами о Христе, убежден докладчик. По его словам, обращение к православной вере как основе нашей культуры – "единственный шанс выживания нашего общества". Раскрыть для участников Рождественских чтений культурологический характер ОПК взялся диакон Андрей Кураев, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он указал, что в преподавании этого предмета надо опираться на мощную культурологическую школу, сформировавшуюся еще в советское время и представленную именами мирового уровня – Д. Лихачева, С. Аверинцева, А. Лосева, М. Бахтина, В. Иванова, Б. Успенского, Ю. Лотмана. Видимо, предполагая, что далеко не все преподаватели ОПК займутся изучением книг этих ученых, а может быть, чтобы побудить своих слушателей к этому, А. Кураев объяснил смысл культурологического подхода с помощью анекдота, иллюстрирующего разницу "культурных сценариев", "базовых типов поведения" каждого народа. По его словам, все нарастающая миграция в России делает особенно актуальным преподавание ОПК: приезжим иноверцам необходимо "объяснять логику православного мифа" (последнее слово было использовано как культурологический термин), объяснять, что, например, Андрей Рублев – вовсе не "творец идолов", как могло бы показаться с мусульманской точки зрения. Введение ОПК позволит "избежать дробления по национальному признаку", подчеркнул выступавший, так как именно язык культурологии поможет найти верный тон в рассказе о православной культуре: не "делайте так-то", а – "православные поступают так-то"… "Если бы я был Путиным, я ввел бы для всех мигрантов три обязательных экзамена: русский язык, российское законодательство и ОПК", завершил диакон свой доклад под одобрительные аплодисменты участников форума.
|
||
Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп |